Религия в законе

В отличие от диалога «Государство», «Законы» Платона – творение более реалистическое. В нем меньше утопизма и идеализма в том, что касается государственного устройства. Впрочем, о справедливости и действенности его законотворчества пусть спорят специалисты в этой области, я же обращу внимание на затронутую в нем тему религии. А религии здесь много! Опять-таки в отличие от «Государства», в котором эта тема упомянута только косвенно, в «Законах» религия появляется практически всюду. Платон просто поражает своею набожностью! Культ, жертвоприношения, празднества посвященные богам – все это закреплено в параграфах, и без этого функционирование платоновского государства невозможно себе представить. Вплоть до того, что «тем, кто собирается стать стражами, нельзя доверять этой должности, пока они тщательно не укрепят своей веры в существование богов. Никогда не следует избирать в стражи законов и включать в число граждан, испытанных своею добродетелью, человека не божественного и не потрудившегося на этом поприще». Если «Государством» должны были править философы, то на страже «Законов» должны стоять жрецы (впрочем, жреческое служение не выделяется в особую касту, его должны исполнять государственные мужи).  read

Комментариев нет:

Отправить комментарий