О праздновании Пасхи

Почему католики и православные празнуют этот главный для всех христиан праздник в разные дни? Правило празднования Пасхи определил, как известно Вселенский Собор в Никеи (325 г.), и условия его таковы: 1. воскресенье, 2. после полнолуния, 3. после весеннего равноденствия – именно этот день и празднуют католики, в чем каждый может убедиться, посмотрев в календарь. Но православные, обвиняя католиков в отступничестве от канонов Никеи, добавляют к этому еще одно условие (4.): этот день не может совпадать с еврейской Пасхой.

Чтоже действительно установил Никейский Собор? Из документов этого Собора мало что сохранилось, но сохранилось «Послание Никейского Собора к Египтянам» в котором празднованию Пасхи уделяется один маленький абзац (12): «Оглашаем вам добрую весть о достигнутом единстве относительно празднования Святой Пасхи. По вашей просьбе установлено одно время. Таким образом, все братья с Востока, которые некогда праздновали Пасху с евреями, будут с этого времени праздновать ее с римлянами и с нами (т.е. египтянами) а также со всеми теми, кто с давних времен праздновали Пасху в то самое время, что и мы».

Отцы Собора не устанавливали никаких новых правил – просто утвердили уже существующие на Западе. Таким образом обвинять «римлян» в том, что они изменили собственные традиции – это не серьезно...

Историческая правда состоит в том, что некоторые «братья с Востока» - т.е. общины Иоанна (города о которых говорится в Откровении) праздновали Пасху 14 нисана – вместе с евреями, из-за чего имели много проблем со всеми остальными христианами, особенно с римскими (о чем свидетельствует св. Ириней Лионский), которые в свою очередь праздновали этот день в воскресенье после еврейской Пасхи, которая по лунному календарю как раз и выпадала в первое весеннее полнолуние. Таким образом, то, что мы называем 4-тым условием первоначально было условием вступительным: «не будем праздновать вместе с евреями как иоанниты, только...», и остальные условия специально говорят о полнолунии и равноденствии, а не о еврейской Пасхе именно для того, чтобы христианская Пасха никак не зависила от еврейской, когда же мы вводим 4-е условие – мы имеено вводим эту зависимость. Что если все евреи обратятся в христианство, и не будет никого, ктобы праздновал еврейскую Пасху, как нам тогда вычислять христианскую?

13 комментариев:

  1. Мне вот не понятно, как христианская Пасха может совпадать с еврейской - еврейская празднуется в субботу, а христианская на следующий день.
    Так что если интерпретировать которые некогда праздновали Пасху с евреями, будут с этого времени праздновать ее с римлянами и с нами сдвигом на один день, а не на неделю, как думают православные.

    ОтветитьУдалить
  2. Еврейская Пасха празднуется 14 нисана - независимо от дня недели, а празднование растягивается на целую неделю, так что иногда это совпадает, иногда - нет.

    ОтветитьУдалить
  3. Минус Вики в том, что не подает источников (в отличии от меня), и подает общепринятую информацию. Моя цель - добраться до источника и демонтировать устоявшиеся стереотипы.

    ОтветитьУдалить
  4. А какая, вообще, разница, что постановил Нкиккейский собор, если Библия (Новый Завет) не содержит инструкци, что для спасения своей души нужно праздновать пасху?

    ОтветитьУдалить
  5. Вы совершенно правы: для спасения души празднование Пасхи не обязательно (хотя кто-нибудь неверное может с этим не согласится). Но это было важно для императора Константина. Дело в том, что по долгу императорской службы он был обязан следить за правильностью исполнения всех существующих в империи культов – это было дело государственной важности. Если богов чтить не так как надо – они могут рассердится, а это повлечет за собой неприятности для всей империи. Узаконив христианство, Константин принялся новодить в нем порядки в соответствии со своей функцией. Именно для этого и был созван собор.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимныйсреда, 10 мая, 2006

    Всё, что нужно, если ты веришь в Бога, есть там -- в Библии. В том числе на тему "Как чтить богов".

    Не то, чтобы меня это сильно беспокоило, но я по-прежнему не вижу сколько-нибудь значимой актуальности вопроса. Простите за некоторый снобизм.

    ОтветитьУдалить
  7. Каждый имеет право иметь свое мнение и его отстаивать. На стет того что "в Библии есть все что надо" - до конца с вами не согласен. Там есть много того что "не надо" и очень много чего нет - увы. Sola Scriptura - конечно хороший лозунг, но обрекает на убогость того кто его исповедует. Помню Джакомо Казанова говорил: "никогда не спорь с человеком, который прочитал только одну книгу" - и этот лозунг я разделяю, даже если эта "одна книга" - Библия.

    ОтветитьУдалить
  8. А почему надо было упереться и праздновать Пасху не с иудеями? Тора дает указание праздновать Песах 14 го числа в месяц Авив (месяц завязей), который в иудейском календаре отождествляется с Нисаном. Разве сам Иешуа знал какую-то иную Пасху? или где-то Писание говорит о необходимости отделения от евреев таким образом? (Я не имею ввиду "Дидахе").

    ОтветитьУдалить
  9. Вопрос в том, что празднуем: Исход из Египта или Воскресение Христа?

    ОтветитьУдалить
  10. Конечно воскресение Христа. Но день его воскресения -легко привязывается к еврейскому календарю. Правда существует некое разночтение между Евангелиями в данном вопросе. Но календарные установления Церкви, как мне кажется -перебор.

    ОтветитьУдалить
  11. Изначально в Церкви существовало две традиции: Петра и Павла - выраженная в ев. Марка и всех синоптиков: здесь Иисус вкушал Пасху в четверг, и Иоанна - где пятница - день смерти Христа был днем приготовления. Соответственно одни праздновали Пасху либо в воскресенье после еврейской, либо вместе с еврейской. По моему - воскресенье больше соответствует данному торжеству, чем 15 нисана независимо от дня недели. Воскресенье оно и есть Воскресенье.

    ОтветитьУдалить
  12. Мне было бы понятнее, праздновать Пасху просто на следующий день, после иудеев, без привязки ко дню недели. Проще говоря 16-го Нисана. Хотя в силу некоторых обстоятельств праздную именно 15-го Нисана, вместе с иудеями.

    Хотя ваша позиция мне понятна.

    Кстати: я думаю, что когда в начале реформации стали говорить о Sola Scriptura, как мне кажется никто не подразумевал под этим, что ничего, кроме Библии знать не надо. Среди самих протестантов и поныне, есть немало учений опирающихся на предание.

    ОтветитьУдалить