О Святой Троице

De Trinitate

Стараясь познать истину о Святой Троице, поломали голову многие богословы. Было написано множество книг, отвергнуто множество ересей... но приблизились ли мы к пониманию этой истины хоть на шаг?


В чем собственно проблема? Проблема в том, как соединить абсолютную истину о том, что Бог ЕДИН с истиной о том, что существуют Отец, Сын и Святой Дух. Этой проблеме посвятили свою жизнь и деяния многие богословы первых веков христиансва. Как ни крути – получается либо три бога, либо один – проявляющийся в разных образах, сменяющий маски в зависимости от ситуации (сторонников этой ереси называли монархианами или патрипассионистами из-за того что по их мнению это Бог Отец страдал на кресте). Выход из создавшейся патовой ситуации нашли каппадокийские отцы (Григории Нисский и Назианский и Василий Великий), определив догмат о Святой Троице – Един в Трех Особах. Для обьяснения этого использовались два рабочих термина: ousia – сущность и hypostasis – ипостась. Соответственно в Боге одна ousia и три hypostasis.

Святые отцы, мы говорим – спасибо вам!

Проблема в том, что до этого времени в греческом языке оба эти слова были синонимами и употреблялись заменно (по крайней мере, в делах Аристотеля). Каппадокийские отцы попросту придали им новое значение: ousia – должна обозначать то, что общее, а hypostasis – то, что индивидуальное. На том и порешили... И чтоже сделали наши отцы в действительности – сделали возможным разговор о трех богах, так чтобы это не было ересью. Фактически вся последующая тринетология – это разговор о трех богах. Тайна Святой Троицы осталась недоступной.

Раз уж мы вспомнили Аристотеля, замечу, что Философ также различал общие и индивидуальные понятия. В метафизике принялось латинское понятие – субстанция, Аристотель же использовал упомянутые выше понятия ousia и (реже) hypostasis. Общее и индивидуальное, он различал, прибавляя числительные:

Субстанция Первая: каждый конкретный индивидуум, каждый предмет, существующий самостоятельно, субстрат (hypokeimenon), т.е. основа акциденций. Например – «человек» - каждый конкретный человек.

Субстанция Вторая: сущность, совокупность главных характеристик предмета, которые определяют его вид (его атрибуты, существенные элементы). Пример – «человек» как вид.

Но в объяснении тайны Святой Троицы философия Аристотеля не поможет. «Бог» - это не вид, а Отец, Сын и Святой Дух – не представители этого вида. Иначе, языческие боги также могли бы вписаться в эту схему. Хотя, как кажется, мысли каппадокийцев шли как раз в этом направлении.

Ещё на тему Святой Троицы: De Trinitate 2

2 комментария: