De Trinitate 2
(Языческие аналоги)
Когда говорим о христианской Троице, часто обращаем внимание на подобные образования – божественные «триады» в других религиях, но далеко не каждая из них отвечает нормам. Например, индийская триада – Брахма-Вишну-Шива – ничего общего с Троицей не имеет – это типичный дуализм с третьим нейтральным элементом – в Троице нет внутренних противоречий – Она едина. Египетская триада Осирис-Исида-Хор и подобные «божественные семьи» тоже не подходят (хотя многие западные теологи пытаются сравнивать Троицу с человеческой семьей) – все такие сравнения смехотворны потому как в Троице отсутствует женское начало – Богородица находится за пределами Троицы.
К. Г. Юнг (Попытка психологического истолкования догмата о Троице) обращает внимание на другую египетскую уже не триаду, а триединство: Бог (Ра?), фараон – единосущный богу его представитель на земле, и Ка-мутеф – жизненная сила присущая обоим. Юнг проводит прямую параллель между этими двумя Троицами, причем как сам признает, отцы Церкви, формировавшие христианский догмат о Троице не могли его позаимствовать из древнеегипетской теологии, а дошли до него самостоятельно, или как сам говорит – «архетип утвердил себя». Если Юнг прав, то у христианства с древним Египтом действительно много общего. В любом случае фактом является то, что египтяне очень быстро приняли христианство – причем все слои населения (в отличие от других народов, населявших Римскую Империю). Почему? Потому что распознали в христианстве «свою» религию.
Ещё на тему Святой Троицы: De Trinitate
Смысл любой Триады - в взаимосязи горнего и дольнего миров, Неба и Земли, божественного и людского.
ОтветитьУдалитьВ Триаде всегда есть "представитель" от каждой стороны и третье объединяющее начало.
В более метафизическом плане Триада есть главное и неотъемлимое свойство Бытия, символизирующее его троеначалие: две противоположности и объединяющая сила, которая не первое и не второе, и первое и второе, которая позволяет воспринимать единство.
В том-то и дело, что в христианской Троице нет "двух противоположностей". Что-бы эта противоположность появилась, нужно говорить уже о "четверице", над которой размышлял Платон в "Тимее", а Юнг в цитированной мною работе.
ОтветитьУдалитьС Египетской мифологией у христианства есть ещё одно сходство, а именно история об умерщем и воскресшем сыне Бога.
ОтветитьУдалитьto jeremias: Почему нет? Бог-Отец на Небе, Сын человеческий на земле... Противоположности, не противоположности, но они определенным образом противопоставлены. А Дух Святой - третья субстанция, она коренным образом отличается от двух сущностей Триединого, что можно видеть даже в иконографии. За тысячелетия ничего другого кроме голубя так не придумали... При том что все прочие небожители всегда изображались в человеческом обличии.
ОтветитьУдалитьНа самом деле, христианская Троица во многом искусственная конструкция. Поэтому в народе Богородица, как связующее звено между Отцом и Сыном во сто крат популярнее Святого Духа...