Бесы в христианском вероучении

Представляя свои размышления о сатане, я ни слова не упомянул о таком явлении как одержимость злыми духами. Если посмотрим на христианство как на систему, то увидим, что бесы в нее абсолютно не вписываются. Если сатана как искуситель играет в этой системе довольно значительную роль, то бесы – только путают все карты. Можно конечно отвести им роль подручных сатаны, как и ангелы, составляют свиту Всевышнего, но при этом замечаем, что сатана и злые духи имеют несколько разные задания. Если заданием искусителя является довести человека до греха, то бесы чужды этой функции – человек одержимый злым духом не грешит, так как в его действиях нет ни сознания, ни свободной воли. Более того, если непредвзято почитать Евангелия, увидим, что единственное зло, которое хотят творить бесы – это попросту жить в человеческом теле (не будем же мы причислять к свите Люцифера ленточных червей).

Если сатана, будучи противником Бога, – пережиток персидского дуализма, то злые духи – пережиток еще более рудиментарных верований – шаманизма (Д. Д. Фрэзер в «Золотой ветви» собрал нелохой этнографический материал на эту тему).

Евангелисты, представляя Христа как изгонителя бесов, если можно так выразиться, «окрестили» злых духов – т.е. сделали их частью христианского вероучения. Фактом, однако, остается то, что в Евангелии от Иоанна Христос не изгнал ни одного беса, хотя его самого не раз называли бесноватым (ср. Иоанн 7:20; 8:48,52). Нет бесов и в Ветхом Завете, кроме «злого духа от Бога» терзавшего Саула (1 Цар 16:23; 18:10; 19:9), который, скорее всего, следует списать на депрессию вполне натурального происхождения. Среди бесноватых в Новом Завете также можно выделить случаи «клинической» одержимости – когда речь идет о больных, например эпилептиках (ср. Mк 9:14-29; Mф 17:14-21; Лк 9:37-43), либо «символической» – где под одержимостью подразумевается греховность, а точнее – зависимость от греховных поступков, с которыми сам человек уже не в силах бороться (Mф 12:43-45; Лк 11:24-26). Есть, однако, случаи, которые ни в одну из этих категорий не запишешь – здесь речь уж точно идет о настоящей одержимости.

Существует ли проблема на самом деле или это только пережитки древних суеверий? Если и существует, то это – не христианская проблема, и большим недоразумением является сведение христианства как религии к «борьбе со злыми духами», а служителей культа – к роли шаманов.

2 комментария: