(и немного о гнозисе)
Каждое человеческое сообщество объединенное общей религиозной идеей и именующее себя «Церковью» старается дать свое «наиболее точное» определение этому слову. Желательно, чтобы в границы такого определения вписывалась только «наша» организация, а все остальные подобные образования – ему не соответствовали, автоматически зачисляясь в раздел «секты».
Несколько определений Церкви можно найти и на страницах Библии. Конечно, в основном они аллегорические, вроде «овчарня» или «виноградник», или метафорические, вроде «Тело Христово». Наверное, самое таинственное определение Церкви, на которое хочу обратить особое внимание, принадлежит Апостолу Павлу и сформулировано так: «полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:23).
Как это красиво звучит на высоком слоге: το πλήρωμα του τα πάντα εν πασιν πληρουμένου. Слово πλήρωμα очень хорошо знакомо каждому исследователю гностицизма. В учении гностиков (Валентина) – это божественный духовный мир эонов (числом 33 или даже более), от которого отпал «заблудший эон», «заблуждение» которого породило существующий материальный мир, в котором затерялось его духовное «семя» (т.е. духовные сущности самих гностиков), которое спасается (т.е. возвращается в «плерому») через познание (гнозис). Что ж, гностики многим обязаны Павлу, а прежде всего – терминологией, но что подразумевал под этими понятиями сам Апостол?
Нужно согласится с гностиками в том, что «полнота» - это сфера божественного, т.е. сам Бог (для гностиков тоже единый, но не в Троице, а в Тридцати-троице). Эта полнота, согласно Павлу, обитает во Христе: «ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Koл 1:19), становится ясно кто такой этот «Наполняющий». Обратим внимание также на то, что эта «полнота Божества» обитает в Нем «телесно» (см. Кол 2:9). Эта формулировка обращает наше внимание на концепцию Церкви как «Христового тела», Главою которого Он является (Еф 1:22-23). Эта «полнота» наполняет не только Христа (иначе, Он был бы единственным членом Церкви), а «все во всем». Что это значит и на что конкретно распространяется это «все во всем»? Оставляем домыслы, ищем ответ у Павла. Во-первых: носителями этой «полноты» становятся все народы и социальные слои: «... нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Koл 3:11). Во-вторых: «полнота» это вопрос будущего – последних времен: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Koр 15:28). Нынешнее существование Церкви – это процесс «покорения», а кто действительно является ее членом – выяснится в конце времен.
А чтобы нам самим «исполнится всею полнотою Божиею» (т.е. стать членами Церкви), нужно совсем немного - «уразуметь (γνωναι) превосходящую разумение любовь Христову» (Еф 3:19). Как ни старайся, а без «гнозиса» не обойтись...
P.S. К сожалению «официальная» Церковь (или Церкви) за века своего существования, наученная горьким опытом всякого-рода гностиков, которые то и дело появлялись в ее среде, и чаще всего не только объявлялись еретиками, но и были таковыми по сути, заболела, если так можно выразится, «гностическим синдромом», т.е. панически боялась думающих людей, предпочитая «простые истины» всяким там «духовным исканиям». Предлагаемые формулы спасения: «через веру» или «через дела» отбрасывали познание на третий план, а то и вообще, как нечто ненужное. Какой результат дала такая политика, думаю говорить излишне.
я читал что-то о церкви в трех христианах, а где-то в пятидести... можете упорядочить мои мысли?
ОтветитьУдалитьО пятидесяти не слышал..., а «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» Мф 18:20
ОтветитьУдалитьДа, чуть не забыл! Есть еще церковь в ста сорока четырех тысячах свидетелей Иеговы....
ОтветитьУдалитьо! об этом я знаю. только кажется это не церковь, а остаток праведных жителей. самый старший из них должен быть рожден в начале 20 века. ;)
ОтветитьУдалить