Fire walk with me...


Огонь в Библии символизирует две противоположные действительности. Прежде всего он является неотъемлемым атрибутом преисподней – «огненной Геенны» - места, где «огонь не угасает» (Мк 9:44-48), апокалипсического «огненного озера, горящего серою», в которое будут брошены все, кого не вписали в «книгу жизни» вместе со «зверем и лжепророком» и где мучения продолжаются «во веки веков» (Откр 19:20; 20:10,14-15). Огонь в качестве наказания для грешников упоминается при уничтожении Содома и Гоморры (Быт 19:24), огненным градом Бог карал Египет (Исх 9:23-24), вечной огненной карой пугает грешников пророк Исая (Ис 33:12-14).

Есть еще загадочные слова Апостола Павла о том, что можно спастись, «но как бы из огня» (1 Кор 3:15), ставшие весомым аргументом в защиту чистилища.

Но огонь также является символом божественной сферы. Огонь присутствовал при заключении завета с Авраамом (Быт 17:15), в огне «неопалимой купины» Бог явился Моисею (Исх 3:2), в огне Бог давал свои заповеди на Синае (Исх 24:17; ср. Втор 4:15 и далее), огонь присутствовал в видении пророка Иезекииля (Иез 1:5), и в конце концов Святой Дух снизошел на Апостолов в виде «огненных языков» (Деян 2:3).

Попытка объединить эти, казалось бы, абсолютно противоположные действительности на основании общей символики принадлежит Оригену. Впрочем, исходным пунктом для него была существовавшая тогда теория четырех элементов, в иерархии которых огонь занимал наивысшее место – был самым легким (стремящимся вверх), а значит – наиболее приближенным к Богу и наиболее отдаленным от преисподней (которая по идее должна быть самым холодным местом). Что ж, физика в давние времена (и не только) часто оказывала непосредственное влияние на теологию (и наоборот).

И если огонь – это исключительно «божественный» элемент, значит и огонь преисподней – это божественный огонь – огонь Божьей любви, в котором сгорают грехи, и очищаются грешники. Вот и имеем основание теории всеобщего спасения (αποκαταστάσεως πάντων).

А вы хотите поиграть с огнем?

2 комментария:

  1. почему православие отказалась от идеи чистилища?
    о огне. в исламе джинны (первые существа, которых создал Б-г) были из огня.
    о чистилище. в исламе ад выполняет также еще и ф-цию чистилища. то есть ад может быть и временным пристанищем.
    "Попытка обьединить" - обЪединить
    «огонь не угосает» - угасает

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за замечания... насколько я знаю, православие приняло альтернативную теорию - т.н. "мытарства", а угосает ли этот огонь - думаю, у нас будет возможность убедится на собственном опыте.

    ОтветитьУдалить