О трех сферах «мировой философии»

Легендарный основатель науки (не только оккультизма, но науки как таковой) – Гермес Трисмегист был назван «Трижды-величайшим» из-за своих достижений в трех дисциплинах, или точнее – в трех сферах познания, или согласно «Изумрудной скрижали» - в «трех частях мировой философии» (habens tres partes philosophiae totius mundi). Этими тремя частями суть:

1. Алхимия (практическая дисциплина, основанная на эксперименте); 2. Философия (дисциплина теоретическая); 3. Религиозная практика (в случае Гермеса – далеко не христианская, хотя как мы уже знаем, корни христианства можно найти и в Египте ). Соединение египетской практики с греческой теорией дало основания тому, что мы ныне называем наукой. Религия же часто воспринималась, как противоположность науки, а если ей и отводили какую-то позитивную роль, то была это роль морального ограничителя – научные исследования не должны выходить за рамки дозволенного Божьими заповедями. В действительности, с проблемой нравственности может справиться философская этика, религия же играет намного более значительную роль (но это уже отдельный разговор). read

7 комментариев:

  1. Нельзя сравнивать мыслителей древности и современную науку. Между ними огромная разница.
    Мыслители древности имели дело с миром, который их окружал, а современная наука имеет дело с предметом исследований. Философы старины использовали все пули для нахождения истины, а современная наука ограничена научными методами.
    И наконец цели у них никак не совпадают, а зачастую прямо противоположны.

    ОтветитьУдалить
  2. наверное самое страшное, что философия - это что угодно, но не наука.

    ОтветитьУдалить
  3. Я только хотел заметить, что современная наука направлена на изучение чего-либо, но не на совершенствование самого ученного. Т.е. он конечно совершенствуется, но только в своей дисциплине, да и то с целью ей же и служить. Современная химия например никак не повышает моральный уровень химиков... а речь идет не только о моральном уровне.

    ОтветитьУдалить
  4. а оно нужно? абу али ибн сина вообще поступал безнравственно, равно как и да винчи, вскрывая трупы.
    наука и мораль - вещи несовместимые. да и сейчас врачи проводят эксперименты над животными и добровольцами. где тут мудрая мораль.
    конечно определенные рамки быть должны, но все-таки...

    ОтветитьУдалить
  5. Конечно есть разница между подопытным кроликом-добровольцем и заключенным конц-лагеря... но как я замечал раньше - роль морального ограничителя, это не единственное достоинство религии. Кстати и Авиценна (ибн Сина) и да Винчи, а еще Ньютон, Менделеев и даже Эйнштейн как раз относятся к тем гениям которые гармонично соединяли в себе все эти три сферы. Результаты - налицо

    ОтветитьУдалить
  6. я не о том. мораль лишь является препятствием продвижению науки

    ОтветитьУдалить
  7. Это смотря куда эта наука продвигается...
    Помню один интересный фильм (не помню название). Главный герой – молодой парень, больной раком легких. Его маман очень хотела его спасти, для чего его хитростью заманили в Индию, где находилась секретная клиника по пересадке органов. Органы брали у детей из бедных индийских семей. Главный герой решил скорее умереть, чем дать убить ради себя ребенка. Мне понравилась его аргументация: он решился умереть не за какую-то там великую религиозную идею, а за «естественный отбор». Слабый и больной как он, согласно этому закону природы – должен умереть.
    Наука изменила этот закон. Теперь сильный это тот у кого есть деньги на операцию и нет совести – тот кто может себе позволить жить за счет других. Может это и достижение науки, но не нравственности – это точно.
    Есть еще фильм «Остров» - затрагивающий проблему клонирования. Тоже интересный.
    Человеку не хочется умерать и ради продления своего жалкого существования он готов на все... Причина аморальности людских поступков в боязни перед смертью. Смерть все-равно неизбежна, так может лучше изменить свое к ней отношение?

    ОтветитьУдалить