Фома как «евангелист»

Авторы мистического триллера «Стигматы» (Stigmata, 1999 год, реж. Руперт Уэйнрайт) в своем не менее скандальном, хотя менее известном чем «Код да Винчи» произведении, обвиняют Церковь в том, что она, видите ли, начистую отказывается признавать «Евангелие от Фомы» каноническим, несмотря на кажущуюся очевидность того, что именно это «евангелие» является самым древним, а значит самым близким к первоисточнику – т.е. к самому Христу, и именно в этом «евангелии» учение Спасителя предстает пред нами в своей первозданной чистоте. Мало того – Церковь боится даже обнародовать содержание этого «евангелия», стараясь, во что бы то ни стало (даже ценою преступления) скрыть его от глаз и умов широкой общественности (буйная фантазия авторов фильма в этом плане переходит все границы). Вывод очевиден – Церковь боится, что признание этого «евангелия» не только подорвет ее авторитет, но и даже поставит крест на самом ее существовании.

В этом «евангелии» действительно нет ни слова об установлении Церкви, зато есть слова Иисуса, которые, по мнению авторов фильма, ставят существование Церкви под сомнение. Полностью изречение, которое неоднократно цитируется в фильме, звучит так: «Я – свет, который на всех. Я – все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я – там; подними камень, и ты найдешь меня там» (Фома 81). И действительно: зачем нужна Церковь, когда Иисуса можно найти под каждым камнем?

В действительности этот «Иисус», изрекая эту мудрость, не говорит ничего нового. Утверждение, что Он является «светом» находим в Евангелии от Иоанна (8:12; 9:5; 12:46), вторая часть изречения подобна апокалиптическому «Я есмь Альфа и Омега ...» (1:8 и далее), а пантеистическое утверждение о вездесущности Христа созвучно Псалму 139:8 «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты». И даже не надо деревья рубить...

Кроме этого бесспорно поэтического изречения в «евангелии от Фомы» можно найти гораздо более интересные высказывания, которые иначе как бредом сивой кобылы не назовешь.

Вот, например: «Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.» (Фома 7), или еще круче: «Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие]» (Фома 27b).

И действительно, почему эта упертая Церковь не хочет признавать это «евангелие»?

3 комментария:

  1. Ну напрасно, напрасно! Тут скрыт глубокий смысл. Так популяризаторы науки смеялись над рецептами алхимиков, понимая написанное там совершенно буквально.
    Но мы-то вооружены оккультными методами!
    Например, историю о льве пожирающем человека и наоборот надо интерпретировать согласно герметической традиции.
    Предположим, что лев это страх или страсть. Если она пожирает человека, то сама становится им в каком-то смысле. Но вот если человек совладает со своими страстями тогда становится блаженным.
    А про "два в одном" - это же вообще ключ ко всему сущему!

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, если этот Иисус не имеет в виду шампунь и кондиционер...
    Нет, я конечно согласен, что в духе герметической традиции эти слова могут иметь действительно глубокий смысл, но вот что-то не могу представить себе Иисуса в роли мага-алхимика. Скорее им был настоящий автор этих строк - адепт некой гностической секты. Хотя это "евангелие" в целости совсем не похоже на алхимический трактат - там все символично (и эта символика имеет свою логику), здесь же - только некие избранные фрагменты, которые каждый может понимать по своему. Скорее всего автор "евангелии" зачерпнул их вырванными из контекста от некоего гностического учителя, так же точно как он зачерпнул истинные изречения Христа (сравнение "евангелия от Фомы" с каноническими Евангелиями готовится к публикации - следите за рекламой).

    ОтветитьУдалить
  3. Браун проврался. В Свитках Мертвого Моря "Евангелие от Фомы" нет. Есть только Евангелие от Марка.

    ОтветитьУдалить