Оправдание блудницы
Изучая библейский моральный кодекс, главное не ошибиться в терминологии, ибо далеко не ко всем грешникам (а особенно грешницам) это кодекс относится одинаково.
В книге Притчей Соломона (6:26), например, есть такие вот слова:
τιμη γαρ πορνης οση και ενος αρτου γυνη δε ανδρων τιμιας ψυχας αγρευει
которые автор Синодального Перевода почему-то перевел следующим образом: «потому что из-за жены блудной [обнищевают] до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу». Позволю себе заметить, что перевод совершенно не соответствует оригиналу (речь идет о первой части предложения).
Трудно сказать, почему переводчик имел с этим текстом проблемы – даже пришлось вставлять пояснительное слово «обнищевают». Поскольку с грамматической стороны этот текст никакой трудности не представляет, можно предположить, что переводчик имел трудности морального характера. Ему и в голову не могло придти, что Библия относится, по меньшей мере, снисходительно к представительницам древнейшей профессии.
Героиня первой части текста – πορνη (блудница, проститутка), а также плата, которую она требует за свои услуги. Ей противопоставлена героиня второй части – γυνη ανδρων (женщина замужняя), и соответственно – плата, которой домогается она. Полностью предложение следует перевести следующим образом: «ибо наградой блудницы может быть и кусок хлеба, женщина же замужняя улавливает дорогую душу».
Блудница – это бедная женщина, которую толкнуло на панель тяжелое материальное положение. В культурно-историческом пространстве, в котором женщина не только подчинялась мужу, но и была полностью от него зависима, женщине по той или иной причине оставшейся одинокой, порой не оставалась ничего другого, как зарабатывать на хлеб тем, чем одарила ее природа. Совсем другое дело – прелюбодейная жена, имеющая все, что ей необходимо, включая любящего мужа, которая ищет приключений с другими. Свою плату она получает тогда, когда любовники теряют из-за нее голову.
Осуждая проституцию как явление, мы не должны осуждать проституток, как впрочем, и в любом грехе – не нужно забывать о человеке.
Рассматриваемый текст, однако, обращен не к блудницам или прелюбодейкам, а к их возможным клиентам, … но я не буду делать из этого далеко идущих выводов, моя цель была – привести перевод в соответствие с оригинальным текстом.
Salve! По поводу вашего перевода ничего не могу сказать, так как не имею пред собой оригинального текста с критическим аппаратом, который многое тайное делает явным. Синодальный перевод же никогда не славился точностью передачи текста, но, я думаю, Вы наверное слышали о переводческих традициях Священного Писания? Если это брать в расчет, тоф такая передача текста может быть допустима.
ОтветитьУдалитьОднако перейдем к предмету более интересному, а именно к проституткам. Поддерживаю Вас в том,что в грехах «нельзя забывать о человеке» - затертая истина, но ее всегда надо напоминать, а то за грехами человека невидно с его проблемами. И разделение правильное на блудниц и прелюбо-злодеек, у вторых ответственности больше...
Но вот Ваш подход к проституткам – чистая достоевщина, просто все Сонечки Мармеладовы, вынужденные из-за куска хлеба торговать куском тела... В те времена не только «социальные» проститутки работали. Были ведь «золотые времена», когда проституция была делом религиозным! Всякие там индийские баядеры, восточные жрицы, гетеры-интелектуалистки... прославляли богов. Более того, в древности многие жены оставляли мужей своих по праздникам и шли отдаваться жрецам и посетителем во славу божков. И это было почетным! А сколько, благочестивых мужей в древности, по законам гостеприимства предлагали своих жен и дочерей гостям!
Вот против этого и востает иудейская религиозность в своей не менее важной «сексуальной революции». В Египте, Вавилоне, Ханаане и Персии - проституция всегда была тесно связана с религиозным культом, а иудеи строго запрещали проституток с проститутами: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17) и «Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы [Господу] Богу своему» (левит 21:7).Впрочем, это не помешало язычнице Рахиль стать святой, а это говорит, что не всегда человек для закона, а и закон для человека!
Поправочка! Процитированный вами фрагмент Левит 21:7 относится к священникам. Это они не могут брать за себя такого рода жен... также «великий священник» должен жениться исключительно на девице: Левит 21:13-14. Читайте Библию внимательней. Также, женщина каралась за блудодеяние (сожжением), в том случае, если она была дочерью священника: Левит 21:9.
ОтветитьУдалитьГде-то читал (неподтвержденная информация), что в средние века Церковь даже обещала отпущение грехов тем, кто решится взять за себя блудницу. И это очень мудро: запретить проститутке зарабатывать, грозя адскими муками, значило обречь ее на голодную смерть, а выдав ее замуж – Церковь давала ей реальную возможность обратиться к праведной жизни. В Библии, только пророк Осия женился на блуднице, но это была символическая женитьба (Ос 1:2).
Что касается «сакральной проституции», то это совсем другая история. Не знаю даже, правильно ли в этом случае употреблять термин «проституция». Это древний языческий обряд, связанный с сексуальной инициацией молодого поколения. Аналогом этого явления у наших языческих предков было то, что творилось в «Купальскую ночь» (просто у более цивилизованных народов это выглядело более цивилизованно). А сейчас это явление можно наблюдать в каждой школе, но без всяких там религиозных предрассудков.
Salve! Спасибо за коррекцию, действительно недосмотрел, когда цитировал.
ОтветитьУдалитьнасчет средневековой гуманности нечего не слышал, но красивая история.Надо поискать где-то об этом.
Однако настаиваю на том, что Вы неправильно сводите всю сакральную проституцию к обряду инициации. Это кажется только В.Я. Пропп в этом узком контексте рассматривает явление проституции, где пишет сестрице и братьях. Но сколько свидетельств, проституции вне обряда посвящения, хотя бы вспомнить описанные Зелинским Ф.Ф. в "Древнегреческой религии" обряды поминания возрождающегося божества в Египте и Греции.
Еще хотелось бы заметить,что социальные причины проституции не единственные, ведь много проституток по "призванию", посмотреть хотя бы на современные Нидерланды. А в древности было то же самое. Разве изменился человек?
Да, человек почти совсем не изменился... но с проституциев "по призванию" я тоже согластся не могу... нет, если кто-то предпочитает вести безответственную половую жизнь - это ясно, но я поверю, что кто-то добровольно решится на близость с человеком к которому испытывает отвращение.
ОтветитьУдалитьИнициация - конечно не едиственная проблема (и Пропп тоже не единственный, кто об этом вспоминает), были еще всякого-рода аграрные культы, в которых соитие вождя племени со "священной" проституткой должно было обеспечить "соитие" неба с землей - т.е. дождь и т.д.
Нужно признать, что с древнейших времен, наверное у всех народов и во всех религиях две вещи были признаваемы "священными" - секс и смерть. Обе вещи связаны с тайной жизни - с ее появлением и окончанием. В христианстве это тоже выражено таинством брака, и (уже не таинством, но обрядом) похорона и молитвы по умершим. Нужно заметить, что на обе эти вещи натурально распрастраняется "табу" - т.е. об этом стараются не говорить... но это уже другая тема
извиняюсь за опечатки... конечно "не поверю"
ОтветитьУдалитья так скажу папа вот недавно годик назад помоему виступил с инициативой судить мужчин за то что пользуются услугами проституток, а не проституток!и думаю ето правильно надо наказать тех кто хочет етим пользиваться! и было б не плохо что бы на законадатильном уровне ето закрипили!!
ОтветитьУдалитьавтору респект за текст
я так скажу папа вот недавно годик назад помоему виступил с инициативой судить мужчин за то что пользуются услугами проституток, а не проституток!и думаю ето правильно надо наказать тех кто хочет етим пользиваться! и было б не плохо что бы на законадатильном уровне ето закрипили!!
ОтветитьУдалитьавтору респект за текст
Я вижу что тема проституток гораздо интересней вопросов правильности перевода Библии.
ОтветитьУдалитьНо всё же вернусь к началу.
Если в этом случае установлен факт сознательного искажения смысла первоначального текста переводчиком во имя каких-то своих, по его мнению благих целей, то резонно предположить, что этот случай не единственный. И если так, то Библия не содержит тех идей, какие как принято считать Бог непосредственно дал людям, а всего лишь сборник мнений любителей поучать других профанов.
Вы не правы, интересными являются обе темы, просто проблемы морального порядка всегда ближе к телу. А истинность переводов всегда для нас будет казаться чем-то более абстрактным, хотя следует заметить, что это предмет играет важнейшее значение, поскольку правды морального порядка извлекаются из религиозных текстов.
ОтветитьУдалитьВаша догадка справедлива. Неточности в переводе Священного Писания действительно есть, но в процентном соотношении "качественный" и "искаженный" текст соотносятся друг с другом где-то 90% к 10%! Причем, эти 10% не относится к фундаментальным истинам веры христиан! Далее, следует знать, что существуют различные переводческие и теологические традиции, в которых осуществлялся тот или иной перевод. А неточности могли происходить из-за поврежденных документов с лакунами или различных ошибок при переписи текста, такими могли быть ошибки слуха и зрения, а также неаккуратность самих переводчиков и переписчиков. Кроме того, переводчик в своей работе мог располагать лишь частью рукописей и поэтому ему не удалось провести анализ фрагмента в полноте. Поэтому не следует сразу делать такие выводы, что мол Библия это сборник мнений, а ответственные за сохранение и передачу текста, исправляют Бога по своей прихоти.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьдействительно, самым важным является не "буквенный" или даже не "смысловой" перевод текста, а что-эе тогда важно? Вопервых важно, как уже заментил Hermes - кому это говорилось, какие нрави и понятия были тогда в народе и самым важным является ещё Дух писания, которых не пердаётся буквой. Полагаю, что Саломон имел именно введу совсем не любовь к образу божему, когда высказывал, а в прочем Бог через него, эту мудрость. Саломон просто высказал, что "блудливая" жена доведёт мужа до "побирательства". Здесь Саломон не имел введу блуд как таковой, но имел введу блуд моральный! А ещё лучше сказать и точене будет сказать Блуд от Бога по духу.. - мне видется (в основе использую св.Отеческое учение с сайта www.Bogoslov.com и познание своей немощи духовной), так вот Саломон имел введу "блуд от Бога" "по духу". такая "блудливая" жена действительно ищет мирского тщестлавия и использует для его приобретения своего мужа - где муж выступает в качесве инструмента. Понимете? В дополение, отмечу, что Христос, называл (в греческом оригинале) - называл фарисеев и книжников - "выблядками" - да, именно так, безусловно, Он не имел введу "ругательство", Он гневался не согрешая, поэтому Он мог называть вещи своми именнами "без греха" приэтом. Вообще, один святой сказал: "для того, что бы познать суть вещи или предмета, важно очень точно назвать его суть". Видете? Мы, уклонившиеся по духу и по анти-чистоте чувств, действительно являемся по отношению к Отцу Небесному именно "выблядками" и тем, больше наша "быбляднутось", чем мы более погрязаем в самомнении и гордости и попирании совести. Видете? если нас назвать "неверами" - это не точно отражает нашу суть. А "выбладки" - очень точно отращает наше направление духа и наше происхождение от Отца. Так что действительно мы "выблядки" и так и должны о себе помышлять, и это помышление должно становится в основании нашего подвизания за чистосту совести и чуств. нужно становится по совести и по направлению духа - сынами... Подробнее читайте и смотрите Видео Беседы (уже около 100 видео бесед) на нащем сайте www.Bogoslov.com
ОтветитьУдалитьТы займешься богомыслием назидательным, а диавол собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, которые охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтобы не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтобы не осудить, а он поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру, и к злу. Так и во многом другом приплетает враг свое, — говорит св.Иоанн Лествичник, — к страннолюбию - чревоугодие, к рассудительности - суровость, к кротости - двоедушие, к радости - самомнение, к надежде - леность и проч. Видишь, сколько подсад, как называют эти покушения врага опытные в брани с ним люди. Видишь, сколько подсад, и усугубь вниманием бдительность.
ОтветитьУдалить/«О покаянии…», гл.41/, свт. Феофан Затворник
Чтобы познать «духовный смысл» нужно прежде всего хорошо понять смысл буквальный и ту культурно-историческую ситуацию в которой он был создан. Аллегория, по определению Антиохийской школы, это – «придание библейскому тексту смысла, которого в нем нет». К сожалению, такой формой «аллегории», св. Отцы также грешили, обьясняя Писание так, как им вздумается. А ваш подход к святоотеческой литературе слишком, как мне кажется, «протестантский» (протестанты так подходят к Библии).
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ieremia! Ваш вариант перевода очень помог мне в понимании одной очень важной для меня работы, относящейся к творчеству А. Островского.
ОтветитьУдалитьЕРЕСЬ!
ОтветитьУдалитьсатана лжец и отец лжи!
ОтветитьУдалитьсатана лжец и отец лжи
ОтветитьУдалитьНачало мудрости -- Страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
ОтветитьУдалить1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 3Цар 2:12; 4:32; Еккл 1:1
ОтветитьУдалить2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;
5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; Сир 10:28; 18:28
6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 3Цар 10:1
7 Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление. Иов 28:28; Пс 110:10; Притч 9:10; Еккл 12:13; Сир 1:15
8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, Притч 6:20
9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Притч 4:9; Сир 6:32
10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; Быт 39:10; Пс 1:1; 140:4; Притч 4:14
11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, Иер 5:26; Мих 7:2
12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; Пс 5:10; 123:3
13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; Притч 4:17
14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —
15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, Пс 1:1; 140:4; Мф 5:29
16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Ис 59:7; Рим 3:15
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, Притч 7:23
18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Мф 26:16
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Ин 12:6; 1Тим 6:10
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, Притч 8:1, 2; Сир 24:1; Лк 11:49; Кол 2:3
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: Притч 8:3
22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Притч 13:1
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; Ис 65:12; 66:4; Иер 7:13
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; Втор 28:63; Пс 2:4; Иез 21:17
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. Иов 27:9; Ис 1:15; 59:2; Иер 11:11
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; Деян 13:41
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Пс 5:11; Ис 3:10–11; Иез 11:21
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, Иер 8:5
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». Пс 111:7; Сир 34:16; Ис 1:19; 32:18
Ой, кажется мы нарвались на инквизитора...
ОтветитьУдалить