¡Venceremos!

Наверняка не многие европейцы, а тем более восточные, слышали что-либо о латиноамериканской «теологии освобождения» - этом порождении крайней бедности с одной стороны и искренней веры с другой. В двух словах основные положения этой теологии (основные ее представители L. Boff и J. Sobrino) можно представить следующим образом:

Кроме Царства Божьего, существует также «анти-царство» - царство мира сего, правят которым «идолы смерти» - т.е. определенные политико-экономические структуры, порабощающие человека. Эти «идолы» требуют человеческих жертвоприношений и жертвами их становятся убогие – «люд распятый». Иисус, которому присваивают титул «Освободитель» (а нужно сказать, что эти теологи противопоставляют реального «Иисуса из Назарета» абстрактному – догматическому Христу), пришел в мир не только для того, чтобы освободить нас от наших грехов, но и от царства этих «идолов» - т.е. от всех форм неволи. Поэтому и христианин должен быть, прежде всего, практиком – вера заключается в конкретной деятельности на благо убогих, но не в милостыни или гуманитарной помощи, а в ликвидации всех этих зловредных структур.

Не знаю, как выглядит это «освобождение» на практике, и какой процент идеологии составляет эта «теология», но многие ее теоретические положения весьма интересны.

Этот латиноамериканский феномен имеет европейские корни. J. Sobrino, со взглядами которого я недавно имел удовольствие познакомиться, видит в этой теологии реакцию на проблемы, которые поставила перед христианством Эпоха Просвещения. Проблемы эти касались идеи освобождения. Кант, со своей «Критикой Чистого Разума» поставил вопрос об освобождении сознания, а Маркс – занялся освобождением трудящихся масс. Латиноамериканская «теология освобождения» – это «наш ответ» Марксу, в то время как христианство в Европе, оставив социальные проблемы политикам, занялось разрешением Кантовских апорий.

Как европеец и кантианец, я – сторонник идеи освобождения разума, и уверен, что Христос является нашим «Освободителем» именно в этом смысле. Достаточно вспомнить Его слова: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8:32). И это именно та истина, для свидетельства о которой родился и пришел в мир Иисус (ср. Иоанн 18:37). Каждый христиансий теолог должен быть, таким образом, теологом освобождения. К сожалению, христианство очень часто из освободителя разума превращалось в его поработителя, а те «светлые умы», которые пытались бороться с христианским тоталитаризмом, сами, в конечном счете, порождали тоталитарные системы. Борьба с идеологией сама очень легко может стать идеолгией.

Чтобы победить «анти-царство», нужно раз и навсегда уяснить, что все эти зловредные структуры находятся в разуме каждого из нас, и прежде чем начинать крушить «идолов», нужно вымести «мерзость запустения» из своих собственных голов.

2 комментария:

  1. О! Venceremos! - почти забытое слово Свобода!.

    ОтветитьУдалить
  2. Как вы думаете, чем в принципе различаются женские и мужские энергии? И почему на протяжении всей обозримой нами истории женские и мужские мистерии, имея одни и те же принципы и цели, разделялись и проводились в разных местах?

    ОтветитьУдалить