Религия танцующего бога
«Так говорил Заратустра»
Еще одно произведение Ницше, которому хочу уделить минутку внимания, бесспорно, является настоящей жемчужиной не только творчества самого Ницше, но и всей мировой философии. Как искатель мудрости так ценитель поэзии найдет здесь много интересного и полезного. Особенно же советую прочитать это творение моим собратьям в христианстве – прекрасный стимул для размышления над собственной верой. Поражает сам факт: великий критик религии не удержался перед искушением самому стать пророком новой религии.
Понимаем, что этот «танцующий бог» Заратустры (некоторые узнают в нем Диониса из «Рождения трагедии»), в самом деле, не какое бы то ни было языческое божество, а определенный безличный принцип. Этот бог – персонификация жизненной силы, дикой необузданной энергии, неограниченной свободы, «источника радости», из которого пытался черпать сам философ, и из которого он предлагает испить всем своим последователям. «Заратустра» не стал новым Евангелием, но я уверен, что многие наши современники (хотя бы подсознательно) являются исповедниками его религии.
Религия Заратустры (которая с древним зороастризмом ничего общего не имеет) не обещает своим последователям ни Земли Обетованной, ни тем более – Царствия Небесного (это лживые обещания «потусторонников»). Религия Заратустры предлагает своим адептам нечто более возвышенное, а между тем более реальное – эволюционировать в сверхчеловека! Главным же условием появления сверхчеловека является смерть Бога. «Бог умер» - эта знаменитая декларация Ницше появляется уже в самом начале произведения. Конечно, понимаем, что «смерть Бога» - это метафора. Бог, который был создан силой человеческого воображения («Бог есть предположение» - размышляет Заратустра «на блаженных островах» - «если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом!») может умереть лишь мысленно – в человеческом сознании. Но сверхчеловек это не просто ученый агностик, который не видит во вселенной места для Бога. Сверхчеловек это не просто сильный человек, которому уже не нужен Бог-костыль, как прочим несчастным, которые шагу ступить не могут без Его поддержки. Такой сверхчеловек мог бы не обращать внимания на Бога, но для сверхчеловека Ницше – Бог – это проблема весьма серьезная. В присутствии Бога сверхчеловек не может себя реализовать – не может возвыситься над серой массой, ведь перед Богом все равны. Таким образом, Бог – это единственное препятствие для человека на пути его эволюции в сверхчеловека.
Образ Бога, который представляет нам Ницше – это образ Бога-рабовладельца, Бога – ограничителя человеческих возможностей, того, кто запрещает нам пить из «источника радости». Такой Бог называет грехом наслаждение жизнью, а все природные стремления человека именует порочными. Такой Бог учит отвращаться жизни, призывая своих адептов лишь к страданию (или состраданию – еще более изощренной форме страдания). Предлагая учение о жизни вечной – призывает возненавидеть жизнь реальную, и не зря Ницше называет Его служителей – «проповедниками смерти».
Человек ограниченный таким Богом не может брать от жизни все, не может наслаждаться этой жизнью в полном объеме, не может самостоятельно созидать свою жизнь, реализовать свои стремления, потому что вообще не может действовать без оглядки на Всевышнего. Над ним постоянно довлеет страх перед Богом-судьей, готовым покарать за каждую попытку отступления от Его законов. Но, чтобы стать сверхчеловеком, человек должен не просто сбросить с себя это ярмо, не просто освободится от этого «духа тяжести», но пойти намного дальше – переступить порог нравственности – оказаться по ту сторону добра и зла. Речь идет не о том, чтобы самому решать, что есть добро, а что зло, нет, для сверхчеловека вообще не должно существовать таких понятий. Эти понятия даны Богом-рабовладельцем вместе с Его заповедями и именно с помощью этих понятий Он делает людей рабами: предлагая пряник тем, кто решает стать по стороне добра, и, грозя кнутом тому, кто избирает зло. Именно существование вне сферы нравственности создает сверхчеловека – воистину свободного, независимого и ничем не ограниченного. Известная фраза Достоевского: «если Бога нет, то все позволено» - слишком низменна для Ницше. От нее веет вседозволенностью, эдаким русским разгуляем. Свобода от нравственности у Ницше – свобода созидательная, открывающая перед человеком небывалые возможности.
Какой мир могут создать такие сверхчеловеки, и какие возможности могут реализовать, это мы уже знаем из недавней истории. Но, нужно признать, что в смерти Бога виновны вовсе не они. Эти сверхчеловеки – уродливое порождение псевдо-христианской духовности – результат многовековой деструктивной деятельности «проповедников смерти».
Согласно Ницше, Бога убило сострадание к человеку, и в этом есть доля истины. Созданию ложного образа Бога предшествует создание ложного образа человека. Человека – заслуживающего лишь на сострадание, но уж никак на уважение. Человека – грешного не только во всех своих проявлениях, но даже во всем своем естестве. Такой человек воспринимает свободу, только как свободу грешить. Такому человеку действительно необходим Бог как ограничитель и запретитель. Бог не освобождает человека из рабства греха, а делает его своим рабом именно с помощью этого рабства, становясь «сострадательным» рабовладельцем, который из любви к грешнику держит его в железных оковах своих заповедей.
Освободить нас из этого рабства может только истинный образ Бога. Какой он? Конечно, наш Бог не танцор, но источником жизни является именно Он.
«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» - так говорил Иеремия (2:13).
Танцевал Я на первом рассвете земли
ОтветитьУдалитьСолнце, небо и звезды в мой танец вошли
А когда пришел срок перемены времен
В Вифлеемской пещере Я был девой рожден.
Танцуй же танцуй не жалея ног
Я в танце веду ибо Я твой Бог
Сомкни цепь рук и войди в мой круг
Я в танце веду ибо Я твой друг
Мудрецов фарисеев Я звал танцевать
Но они не хотели подметки сбивать
И тогда Я позвал простых рыбаков
Собрал их дюжину и был таков
Танцуй же танцуй не жалея ног
Я в танце веду ибо Я твой Бог
Сомкни цепь рук и войди в мой круг
Я в танце веду ибо Я твой друг
Хромого в субботу Я исцелил
И он танцевал из-за всех своих сил
Но святыми людьми за танцы в шаббат
Я был схвачен и скручен избит и распят
Танцуй же танцуй не жалея ног
Я в танце веду ибо Я твой Бог
Сомкни цепь рук и войди в мой круг
Я в танце веду ибо Я твой друг
В эту пятницу танец нелегко дался Мне
Тяжело танцевать с крестом на спине
И когда мое сердце порвалось как башмак
Я ушел танцевать туда где вечный мрак
Танцуй же танцуй не жалея ног
Я в танце веду ибо Я твой Бог
Сомкни цепь рук и войди в мой круг
Я в танце веду ибо Я твой друг
Танцевал Я в аду так что треснул пол
Развалился на камешки древний шеол
Я живу в тебе ты живешь во мне
И воскреснешь со Мною назло сатане
(христианская песенка)
http://www.youtube.com/watch?v=1fzRZuGEr04
ОтветитьУдалить