(продолжаем тему)
Другое творение Ницше - «Человеческое, слишком человеческое» – произведение намного более солидное и основательное. Поток мыслей не такой уж бессвязный и отдаленно напоминающий систематическую работу, хотя, с этой точки зрения, и оставляет желать много лучшего.
«инфантильно и мало драматично, не чувствуется структуры, образа и аристотелевского единства» (Wednesday Addams).
Критика христианства (или религии вообще) в нем содержащаяся более сдержанна и, на мой взгляд, более основательна и конструктивна. Впрочем, о целости произведения оставляю право судить другим, я же хочу обратить внимание только на один фрагмент:
«… никогда еще никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума…» (фр. 110).
Herr Фридрих, я абсолютно с Вами согласен! Все, что порождено страхом – истины не содержит. Но относится ли это к религии? Конечно, «просвещенные» мужи очень любили использовать аргумент страха в своей банальной критике религии. Вот мол, первобытные люди боялись грозы, и придумали себе бога-громовержца (думаю, что даже эти первобытные не были такими глупыми, как может нам казаться – по крайней мере, знали, откуда дети берутся – и не для этого выдумали богиню любви). Несомненно, к такой точке зрения приложила свою руку теология той эпохи, для которой страх перед Богом-Судьей был единственным стимулом сохранения морального порядка, а запугивание адскими муками – излюбленной темой для проповедников.
У истоков религии стоит «необъяснимое» - только не явления природы, а нечто более таинственное – сфера «sacrum» - действительность, существование которой ученые мужи XIX века на отрез отказывались признавать, только потому, что не могли ее объяснить. Но причиной возникновения религии вовсе не является страх перед этой действительностью. Такой причиной является попытка войти в контакт с этой сферой – т.е. любопытство. И речь идет не только о первобытных религиях – анимизме или шаманизме, то же самое любопытство заставило и Моисея взойти на Синай, посмотреть «а что это там за кустик горит». Страх появляется позднее – и это страх благоговейный – священный трепет: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая!»
Что действительно было порождено страхом, так это философия самого Ницше. Страхом перед безумием. Как известно из его биографии, отец философа – Карл Людвиг, последний год своей жизни страдал психическим расстройством. Страх перед болезнью, считавшейся наследственной, на протяжении всей жизни как дамоклов меч висел над молодым философом, став главным источником инспирации для его философии. Не религия, не христианство были главными его врагами – он боролся против собственного безумия. Христианство оказалось невольным союзником его врага – тем, кто, как ему казалось, лишает разума своих последователей, заставляя их отказываться от радостей земной жизни, внушая призрачную надежду на гипотетическое вечное блаженство.
Как известно, войну с безумием Ницше проиграл – последние одиннадцать лет он провел в состоянии помутнения рассудка. Была ли это Божья кара, или до такого результата довела его собственная философия? Не будем по-христиански злорадствовать, приписывая его скорбный удел карающей деснице Божьей. Попробуем лучше вынести из этой истории урок.
Философию Ницше, как борьбу с безумием, борьбу за жизнь во всей ее полноте, используя терминологию«готической философии», можно бы было назвать «Великим Деланием», но это «Делание», к сожалению, не удалось. Полученный «эликсир» (его творения), который должен был обращать в золото все, что с ним соприкасается, стал эликсиром смерти, обращая в пепел настоящее золото (принося читателям только горечь и разочарования). Почему так случилось? Может быть потому, что его исходным материалом был именно страх?
Со Старым Новым Годом!Для меня лично Ницше тяжело шел.По молодости термин "Гиперборейцы" нравился,как принял Крещение(в 24г),многое переосмыслил.Фридрих гениален,но как известно таким умом часто овладевает гордыня,вследствии чего-сумасшествие.Слег он после "Антихристианина".Ничуть не злорадствую,скорее понимаю.Великие люди-великие пороки.
ОтветитьУдалитьНицше-горе от ума,Веру невозможно понять умом,от этого рождаются разномнения и ереси,лучше всего верить слепо,тогда можно творить чудеса.Лично я маловер,возможно высшее образование в данном случае пошло не на пользу.Только у Энштейна все срослось-чем больше он углублялся в науку,тем более росла в нем вера в Бога.
ОтветитьУдалить