«Голова ворона»
Алхимией меня заинтересовал К. Г. Юнг. Не желая, однако, строить свое впечатление об этой науке (или скорее искусстве) исключительно на его свидетельстве, я решил обратиться к первоисточникам. Кое-что удалось найти: как первоисточники (в которых трудно бы было что-либо понять), так и очень хорошие комментарии, после изучения которых смело можно переходить и к первоисточникам.
Современные адепты алхимии не жалуют Юнга – дескать, он свел все к психологии, не оценив по достоинству другие достижения этой науки, которая действительно имеет огромные заслуги перед современной химией и особенно – фармакологией. Однако не только Юнг, но и многие алхимики сходятся в том, что процесс Великого Делания (процесс получения Философского Камня) не только зависел от личных качеств самого «делателя», но и реально преображал такового. При этом человек сравнивался с «философским анатором» (печью, в которой происходит Делание), в котором совершается его собственное совершенствование. «Великое Делание есть у вас и с вами, так что, находя его в себе, где оно находится постоянно, вы его имеете всегда...» (Гермес, «Семь глав»).
Процесс Великого Делания можно разделить на четыре основных (не считая промежуточных) периода, во время которых Материя, помещенная в философское яйцо, поочередно изменяет свой цвет на черный, белый, радужный и в завершении – на красный.
«Черный период» имеет разные названия: «гниение», «темнота», «затмение», «смерть» и «голова ворона». Именно ворон является его главным символом: «Знайте также, что Ворон, летающий без крыльев в ночной черноте и солнечном свете, есть глава или начало искусства» (Гермес, «Семь глав»). На графических изображениях этого периода Делания неизменно присутствует атрибутика смерти, но это была смерть, из которой должна появиться жизнь. «Смерть произошла, но свеча не погасла. Уразумев это, ты обретешь соль Философов и воистину несгораемое масло ...» учит Василий Валентин в «Двенадцати ключах мудрости». Появление черного цвета означало, что процесс проходит правильно; соответственно, если таковой не появлялся – Делание уже не удалось и его нужно начинать заново.
Процесс совершенствования человека тоже можно разделить на несколько периодов, и первым неизменно будет – «голова ворона». Это тот момент, когда человек по-настоящему осознает реальность смерти (как правило, это происходит, когда человек либо становится свидетелем смерти, либо сам оказывается от нее «на волосок»). Осознание смерти – начало мудрости. Такой опыт заставляет человека радикально пересмотреть свою систему ценностей и учит его отличать истинное золото от того что блестит. Осознание смерти всегда уникально. По словам Хайдеггера, каждый осознает и переживает свое Sein-zum-Tode (существование-к-смерти) индивидуально, ибо речь идет о его собственной смерти. Конечно, такой опыт можно перенести по-разному: можно постараться его забыть, чтобы как-то жить дальше, можно «сломаться» и впасть в отчаянье. Воистину блажен тот, кто извлечет из этого опыта правильный урок – тот, кого такой опыт навсегда вырвет из бессмыслия мирской суеты, не даст погрязнуть в безысходности, и даже более того – сделает сильнее. Тот, кто именно так пережил такой опыт – находится на правильном пути своего Великого Делания.
P.S. Здесь я провожу параллель с готической субкультурой. Если используемая готами атрибутика смерти не просто «для понта», а действительно выражает состояние души, позволяющее им черпать силы к жизни из опыта умирания, то такая субкультура может служить наглядным пособием для каждого философа «Великого Делания». Конечно, это еще не значит, что каждый гот находится на правильном пути. Впрочем, буду чувствовать себя удовлетворенным, если готы начнут интересоваться творениями, как Василия Валентина, так и старого доброго Мартина Хайдеггера.
Читай продолжение: "свет в конце тоннеля"
блин. интересно. а я к алхимии относился как к просто науке, а как к философии, хотя про философский камень знал. почему камень назван именно философским?
ОтветитьУдалитьмои пять копеек: алхимия от арабского аль (артикль) кимё.
Не желая однако "строить" свое впечатление
Рене Генон в «Очерках о традиции и метафизике» пишет: «Слово «алхимия» произошло от египетского «Кеми» (к которому в арабском языке был добавлен только артикль «аль») и первоначально обозначало тайную герметическую науку, т.е. науку жрецов Египта. «Кеми» на языке египтян означало «черную землю»...»
ОтветитьУдалитьПоскольку сами алхимики называли себя «философами» (т.е. герметическими философами), то каждый их «продукт» носил звание «философский» (либо «наш»). Кроме «камня», философскими являются еще «Сера», «Ртуть», «Соль» и кстати – «золото»: aurum nostrum non est aurum vulgi (наше золото – не золото черни).
Да, спасибо за исправления, и прошу прощения - в первоначальной версии по техническим причинам исчезла часть текста, без которой пост (на некоторое время) потерял свою суть...
ОтветитьУдалитьСначало нужно познать что есть "Сера", а что есть "Ртуть" нашей жизни, тогда познаем и ее "Соль".
ОтветитьУдалитьhttp://www.myspace.com/northstrong
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить