Свет в конце тоннеля

«Knowledge brings fear» (Знание порождает страх) - девиз Марсианского Университета (Футурама).

Ранее, сравнивая опыт человеческой жизни с периодами алхимического Великого Делания, и упоминая о первом из них – «голове ворона», я говорил, что лучшим стимулом для экзистенциального толчка, после которого нормальный человек превращается в философа, является опыт смерти. Наверно все-таки такого опыта недостаточно. Опыт смерти можно пережить на одних только эмоциях, абсолютно не подключая разум. Многие переживают этот опыт без особенных потрясений, а когда смерть окружает нас со всех сторон – к ней вообще привыкаешь. Иногда несчастная любовь является большей трагедией, чем смерть…

В следующей статье из этого цикла – «философия в готическом стиле», опираясь на умозаключения Мартина Хайдеггера, я говорю о чувстве «тревоги», которое дает возможность познать ничто. Этот опыт намного глубже самой смерти. Такой опыт доступен только мыслящему человеку (Dasein), потому что порожден он не случайно нахлынувшими отрицательными эмоциями, а является результатом глубоких размышлений над тайной бытия, являющей нам свою противоположность – небытие. Но если в этой «тревоге» нам является ничто, то само ничто вызывает настоящий страх – страх пред абсолютной пустотой. Стать лицом к лицу с этим «ничто», заглянуть в бездну небытия – вот настоящий вызов, который не может никого оставить равнодушным.

Я заглянул в эту бездну… read

2 комментария:

  1. У меня когда-то было такое: во сне я вдруг обнаружила себя в чёрной пустоте. Моё сознание (потому что тело в этом безобразии не участвовало, оно себе спало) было в пустоте и эта пустота была чёрной. Я помню, что это было невероятно страшно. Чёрное ничего и я в нём болтаюсь зачем-то.
    Знаю, что есть объяснения, но что к чему -не знаю.

    ОтветитьУдалить
  2. хуже когда не во сне, и долго, очень долго, бесконечно долго...

    ОтветитьУдалить