Если задание философа состоит в том, чтобы постичь и как можно точнее описать окружающую нас действительность, то одной из первоочередных его задач должен быть выбор для этого задания самого лучшего пункта наблюдения. Естественно, виднее всегда со стороны. Ницше, например, предлагал стать «по ту сторону добра и зла», т.е. выйти за пределы сферы нравственности. Может быть, это и хороший пункт наблюдения для тех, кто хочет познать нравственные процессы, происходящие в мире людей и дать им оценку – оценку независимого с моральной точки зрения исследователя. И может быть такая оценка будет в меру объективной.… Но, правду говоря, такой исследователь не отходит так уж далеко – он все еще остается в сфере существования. Если не останавливаться только на вопросах морали, а поставить вопрос о самом бытии – нужно оказаться по ту сторону жизни и смерти. Речь идет не о том, чтобы смотреть на нынешнюю жизнь с перспективы жизни вечной, ведь загробное существование, если оно, как мы верим, существует – это тоже жизнь (и это уже вопрос религии, а не философии), нет, чтобы объективно оценить бытие, нужно взглянуть на него из сферы полного небытия. С точки зрения классической метафизики – это полный абсурд, но разве абсурд не лучший из пунктов наблюдения, с перспективы которого можно узреть смысл?
Войти в сферу небытия (Nichts), т.е. выйти за пределы сущего возможно – путем трансценденции. Речь идет не о каком бы то ни было мистическом опыте (трансцендентальной медитации) – это опыт религиозный, или даже псевдо-религиозный, направленный скорее на выход из сферы разума в сферу чувств. Трансценденцию же может осуществить только человек в полной мере разумный (пользующийся своим разумом) – человек способный поставить вопрос о смысле бытия. Способ существования такого человека определяется как «здесь-бытие» (Dasein). Только такой человек способен понять Nichts, а именно то, что это Ничто не является попросту понятием, противоположным понятию Сущего (как это было у Парменида и во всей классической метафизике), а «условием, которое делает возможным явление Сущего», понять, что «Ничто лежит в основе самой сущности».
Необходимым условием для осознания Ничто для человека, как Dasein, является «страх» (Angst), или лучше перевести этот термин как «тревога». Страх может быть перед чем-то определенным, «тревога» же выражает определенное настроение, охватывающее человека перед чем-то неопределенным, бесформенным – «когда кому-то как-то не по себе». В этой тревоге мы теряем опору во всем существующим, становимся «подвешенными» в тревоге, и поэтому именно «в тревоге Ничто выходит на явь».
Но, осознание этого «Ничто», хотя и делает Сущее шатким и ненадежным, все-таки не уничтожает его. Ничто является вместе с Сущим: «в существовании Сущего совершается ничтожение Ничто».
Осознавая же Ничто, осознаем и самих себя, не только как существ, способных познать Ничто, а как тех, кто сам в себе являет это Ничто: «быть-здесь (Da-sein) тоже, что быть местом, где является Ничто».
Источник инспирации: M. Heidegger, “Was ist Metaphysik?“
Очень интересно. Было у меня однажды такое переживание, но непродолжительное время. Страшно так вот стоять когда пустота и тьма окружает в подвешенном состоянии. Хотя скорее не страшно, а действительно тревожно. Но это лишь мгновение. На самом деле во мне есть свет, некий фонарик, который освещает и вырывает из тьмы небытия новое и новое творение, когда не стою на месте, а двигаюсь вперед или назад, пусть и во тьме.
ОтветитьУдалитьГоворят, что человек не может представить себе, что его самого нет. Мы можем представить небытие вокруг, но не можем представить, что являемся небытием сами.
Таки прав был Борхес, сказа что Бог - Ничто
ОтветитьУдалитьБог не Ничто, а Некто окруженный мраком, воспринимаемый иногда нами, как Бездна пустоты.
ОтветитьУдалитьБог конечно не "ничто", за-то в свете философии Хайдеггенра становится понятно как состоялось творение из ничего (ex nihilo) - что для греческих философов было абсолютно не приемлемо.
ОтветитьУдалитьИ как же?
ОтветитьУдалить"как?" - описано в Библии, некоторых больше волнует вопрос "зачем?"
ОтветитьУдалитьКстати "сфера полного небытия" в свете той же философии, это тоже форма бытия. Думаю лучший пункт наблюдения это место Творца. Который одноверенно находиться и в одном и в другом состоянии.
ОтветитьУдалитьА еще это напоминает квантовую механику с ее, этим самым, равновесным состоянием. =)
(костя)
Непонятно почему "в готическом стиле" и какая именно готика имеется ввиду.
ОтветитьУдалитьХайдеггера считают доволно "мрачным" философом, наверно из-за его определения человеческого существования как "бытия-к-смерти". Мне его философия напоминает блуждание между колонн какого-то готического собора, в полумраке, освещенным через древние, затянутые паутиной, витражи. Хотя он сам сравнивал свои мысли с блужданием в лесу (это был Шварцвальд в Баварии)...
ОтветитьУдалить