Философия в готическом стиле

Если задание философа состоит в том, чтобы постичь и как можно точнее описать окружающую нас действительность, то одной из первоочередных его задач должен быть выбор для этого задания самого лучшего пункта наблюдения. Естественно, виднее всегда со стороны. Ницше, например, предлагал стать «по ту сторону добра и зла», т.е. выйти за пределы сферы нравственности. Может быть, это и хороший пункт наблюдения для тех, кто хочет познать нравственные процессы, происходящие в мире людей и дать им оценку – оценку независимого с моральной точки зрения исследователя. И может быть такая оценка будет в меру объективной.… Но, правду говоря, такой исследователь не отходит так уж далеко – он все еще остается в сфере существования. Если не останавливаться только на вопросах морали, а поставить вопрос о самом бытии – нужно оказаться по ту сторону жизни и смерти. Речь идет не о том, чтобы смотреть на нынешнюю жизнь с перспективы жизни вечной, ведь загробное существование, если оно, как мы верим, существует – это тоже жизнь (и это уже вопрос религии, а не философии), нет, чтобы объективно оценить бытие, нужно взглянуть на него из сферы полного небытия. С точки зрения классической метафизики – это полный абсурд, но разве абсурд не лучший из пунктов наблюдения, с перспективы которого можно узреть смысл?  read

10 комментариев:

  1. Очень интересно. Было у меня однажды такое переживание, но непродолжительное время. Страшно так вот стоять когда пустота и тьма окружает в подвешенном состоянии. Хотя скорее не страшно, а действительно тревожно. Но это лишь мгновение. На самом деле во мне есть свет, некий фонарик, который освещает и вырывает из тьмы небытия новое и новое творение, когда не стою на месте, а двигаюсь вперед или назад, пусть и во тьме.

    Говорят, что человек не может представить себе, что его самого нет. Мы можем представить небытие вокруг, но не можем представить, что являемся небытием сами.

    ОтветитьУдалить
  2. Таки прав был Борхес, сказа что Бог - Ничто

    ОтветитьУдалить
  3. Бог не Ничто, а Некто окруженный мраком, воспринимаемый иногда нами, как Бездна пустоты.

    ОтветитьУдалить
  4. Бог конечно не "ничто", за-то в свете философии Хайдеггенра становится понятно как состоялось творение из ничего (ex nihilo) - что для греческих философов было абсолютно не приемлемо.

    ОтветитьУдалить
  5. "как?" - описано в Библии, некоторых больше волнует вопрос "зачем?"

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати "сфера полного небытия" в свете той же философии, это тоже форма бытия. Думаю лучший пункт наблюдения это место Творца. Который одноверенно находиться и в одном и в другом состоянии.

    А еще это напоминает квантовую механику с ее, этим самым, равновесным состоянием. =)

    (костя)

    ОтветитьУдалить
  7. Немогу не поблагодарить автора, Спасибо

    ОтветитьУдалить
  8. Непонятно почему "в готическом стиле" и какая именно готика имеется ввиду.

    ОтветитьУдалить
  9. Хайдеггера считают доволно "мрачным" философом, наверно из-за его определения человеческого существования как "бытия-к-смерти". Мне его философия напоминает блуждание между колонн какого-то готического собора, в полумраке, освещенным через древние, затянутые паутиной, витражи. Хотя он сам сравнивал свои мысли с блужданием в лесу (это был Шварцвальд в Баварии)...

    ОтветитьУдалить