История человеческой цивилизации – это история борьбы за выживание. Только противником в этой борьбе выступает совсем не дикая природа, а высшая сфера – мир бессмертных богов. Об одном, важном в истории этой борьбы сражении, повествует древнейшее из дошедших до нас литературных произведений человечества (также оказавшее влияние на Библию) - «Сказание о Гильгамеше».
Хотя этот легендарный царь Урука считался «на две трети богом, на одну треть человеком», имел он одну характеристику, которая полностью дисквалифицировала его как бога, и делала человеком на все 100%. Эта характеристика – смертность.
Гильгамеш, как подобает образцовому представителю своего времени, искренне почитает богов, а прежде всего своего покровителя и опекуна – Шамаша. Но вот с другими божествами случаются проблемы. Когда всесильная богиня Иштар возжелала сделать его своим супругом, Гильгамеш, потеряв всякий страх божий, начинает «прославлять» небесную владычицу всеми эпитетами, на которые только была способна его древне-шумерская фантазия: «Ты подобна жаровне, что гаснет в холод. Дверь ты худая, что ветер снаружи впускает. Дом, что обрушился на владельца, слон, свою растоптавший попону, смола, которой обварен ее носильщик, мех дырявый, сандалия, жмущая ногу». Можно было бы попытаться разглядеть в этой ссоре древний конфликт двух религиозных культов, или столкновение двух культур (в конце концов за каждым из богов стоит определенная действительность, представляют которую люди определенных интересов), но не такое исследование является целью этой статьи.
Как бы там ни было, а разгневанная богиня, в конце концов, добивается своего – боги решают наказать обидчика, и даже заступничество Шамаша не помогает. Но понести наказание должен вовсе не Гильгамеш, а его ни в чем не повинный друг – Энкиду. Впрочем, для Гильгамеша смерть друга была большим наказанием, чем его собственная. Только теперь он осознает всю трагичность своей природы – присущую ей неизбежность смерти. Это было именно то экзистенциальное потрясение, которое радикально изменило его жизнь. Он решается на отчаянный поступок – найти средство, дающее вечную жизнь. Вот он – протест против монополии богов! Перчатка, брошенная в лицо бессмертным!
Гильгамеш пускается в путь. Ему помогает лодочник Уршанаби – шумерский Харон, который, перевозит его через свинцовые воды моря смерти, к обители Ут-напишти – шумерского Ноя, ранее спасшего человечество от всемирного потопа, которому боги даровали вечную жизнь (но что это за жизнь – на одиноком острове в безбрежном океане царства мертвых?). В конце концов, Гильгамеш узнает вожделенный секрет вечности – это чудесный цветок, что растет на дне океана. И вот, уже держа в руках с таким трудом добытое сокровище, наш герой совершает фатальную ошибку – решает охладиться в водах озера, беспечно оставив свою добычу на берегу. Но «змей был хитрее все других зверей полевых»… именно змей и украл заветный цветок, и уполз «на ходу свою кожу меняя» - т.е. получив дар омоложения и как следствие – бессмертия. Не тот ли это самый змей, который провернул операцию с запретным плодом в Эдемском саду? Конечно, Библия представляет нам совсем другую историю. Роль чудесного цветка в ней играет «древо жизни», которое становится запретным после грехопадения: из Эдема человек изгоняется именно для того, чтобы «не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Смысл обоих этих преданий подобен: человеку дан шанс получить бессмертие, но он по той или иной причине упускает его.
Первая попытка человечества получить бессмертие закончилась поражением человечества. Что ж, хотя Шамаш и уверяет нас, что «такова судьба человечья! Люди уходят из мира бесследно», человечество совсем не собирается мириться с таким положением вещей. Битва за жизнь продолжается.
Интересна информация о том, что это "древнейшее произведение". Если версии, что сказания писались течении тысячелетия, поэтому, это еще вопрос кто на кого повлиял Библия или «Сказание о Гильгамеше».! :))))
ОтветитьУдалитьХотя, аналогия оригинальна.
Мне вообще интересен этот вопрос, насколько исключительны откровения Бога "только" Евреям!?
Слышал, что Иов не был евреем (правда не помню к какой расе его относили:)).
Возможно Бог открывался и другим народам, что Вы думаете!?? Было бы интересно из этой области что-ниб услышать!:))
Библия не такая уж и древняя как кажется. Древнейшие книги относятся ко времени раннего царства, а позднейшая редакция - к эпохе второго храма. Есть конечно фрагменты более ранних текстов или пересказ более ранних легенд, в том числе египетских, аккадских, и прочих "соседских". Кроме Иова, можно бы было вспомнить Мелхиседека или Валаама. Значит ли это, что народы древнего ханаана верили в Бога перед приходом Израиля? Бог открывается кому хочет, но это не значит, что есть какие бы то ни было другие книги кроме Библии, которые мы можем признать откровением.
ОтветитьУдалитьПрелесть в том, что в то время (согласно Библии) люди жили несколько дольше, что в свою очередь позволяло передавать историю "из Уст в Уста". Согласно этому, поколений между Моисеем (автором кн. Бытия) и Адамом прошло не так уж и много!
ОтветитьУдалитьНа сколько помню это 4 поколения.
В данной ситуации, возможность "вплетения" в историю Библии других античных произведений кажется маловероятным!?
с уважением,
Константин
Первая и последняя попытка.
ОтветитьУдалитьКстати, статья на Википедии не очень-то хорошая.
За-то там есть ссылка на сам текст "сказания"
ОтветитьУдалить