Каждый, кто внимательно читал Евангелие, не мог ни обратить внимание на довольно тяжелые слова Иисуса о неком «разделении», которое Он «пришел дать земле». Это разделение вызывает жестокое противостояние сторон, которому подвержены даже ближайшие родственники. Евангелист Лука передает слова Иисуса так: «думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк 12:51-53). Подобными словами эта мысль выражена у Матфея: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф 10:34-35). Трагизм ситуации этого внутрисемейного противостояния дополняют слова, прозвучавшие немного ранее: «предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф 10:21). Поскольку эти слова находятся только в этих двух Евангелиях, можем предположить, что в той или иной форме они находились в источнике «Q»
О каком «разделении» говорит Иисус нетрудно догадаться: если член какой-либо традиционной иудейской или языческой семьи принимал веру во Христа – автоматически становился врагом своим ближайшим родственникам. Это явление можем наблюдать и в наше время, что уж говорить о временах, когда о «толерантности» никто не слышал, когда религиозная принадлежность была основанием единства, как семьи, так и государства в целом. Предупреждая о таком разделении, Иисус дает нам понять, что выбор религии – выбор верности Истине, в иерархии ценностей должен стоять выше каких бы то ни было национальных или семейных уз.
Имеет ли право на существование другая интерпретация этих слов?
Контексты, в которых эти слова использованы обоими Евангелистами заставляют нас задуматься над альтернативной версией их толкования. Матфей, в отличие от Луки, вставляет эти слова в пророческую речь Иисуса о грядущих гонениях. Речь, нужно признать, являющейся компиляцией слов Иисуса, которые в других Евангелиях встречаются совершенно в других контекстах, но ни это главное. Излагая свою версию внутрисемейного противостояния, Матфей оканчивает ее следующим выводом: «и враги человеку - домашние его» (Мф 10:36). Этих слов нет у Луки (а значит и в источнике «Q»), но есть они в другом источнике – в книге пророка Михея, хотя звучат они там совершенно по-другому. Михей с глубоким сожалением произносит: «ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его» (Мих 7:6). Эти слова являются описанием всеобщей развращенности мира, в котором живет пророк (об этом повествует весь фрагмент книги 7:1-7). Мира, в котором «нет милосердных и справедливых», в котором «все строят ковы, чтобы проливать кровь». Мира, в котором нельзя доверять никому, даже от «лежащей на лоне твоем», нужно «стеречь двери уст своих». Причиной разделения в этом мире является совсем не Истина, а бунт против заповедей Божьих, против устоявшихся традиций, семейных ценностей, такой причиной является людская гордыня, жажда наживы и прочее. Сам пророк, как единственный верный Завету, не желает иметь с этим миром ничего общего: каким бы не был этот мир, «я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня».
Матфей, вкладывая в уста Иисуса эти слова – фактически цитату из пророческой книги, предлагает нам понимать эти Его слова именно в таком ключе. Христос, таким образом, не просто посылает апостолов в развращенный мир, в котором все убивают друг друга (так как и Бог ранее послал пророка Михея), но Сам является причиной этого противостояния – это Он приносит этот «меч». Если сам Христос имел в виду именно такую трактовку, то наверняка, как и пророк, говорил эти слова с глубоким сожалением, взирая на будущее христианской истории.
Мы, смотря на эту историю в прошлое, должны признать, что вся христианская история – история разделений и противостояний. Христиане не раз убивали друг друга, причем всегда делали это «во имя Христа». И речь идет не только о том, что каждый защищал Истину, понимая ее по-своему. Причины всяких религиозных войн и противостояний всегда были вполне земные – все те же интересы: государственные, национальные, личные. Не исповедание Истины становилось причиной бунта против семейных уз, а как раз наоборот – бунт являлся причиной выбора своей собственной «истины».
Комментариев нет:
Отправить комментарий