События, описанные в Евангелии от Иоанна, во многих пунктах отличаются от аналогов в синоптических Евангелиях. Одно из таких отличий – событие, свершившееся во время Тайной Вечери. Если Синоптики воспевают установление таинства Евхаристии – таинства Тела и Крови Спасителя, Иоанн, вообще не вспоминая о Евхаристии, описывает совершенное Иисусом омовение ног Своим ученикам (13:1-17). Какое значение имел этот необычный и ритуал?
Размышляя над этим эпизодом и пытаясь постичь его смысл, христианские комментаторы полагали, что речь здесь идет об унижении. Христос, будучи Учителем и Господом, исполняет рабскую работу, давая ученикам пример послушания и служения друг другу. К сожалению, таким пониманием этого события ограничивается христианское воображение. Даже Петр вначале именно так воспринял этот жест, когда сказал: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?». Что ж, это вполне согласуется с евангельским духом: «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Есть, однако, в этой истории один элемент, который ставит эту теорию под сомнение.
Обычай омовения ног существовал у многих народов, также на страницах Библии можно найти множество примеров такого действа (см.: Быт 18:4; 19:2; 24:32; 43:24; Суд 19:21; 1 Сам 25:41; 2 Сам 11:8). Этой работой не обязательно занимались рабы. Конечно, если в доме был раб – эта роль отводилась ему, но ее мог исполнить и кто-либо из домашних, чаще же всего путник сам омывал себе ноги. Смысл этого обычая заключался не в унижении кого-либо, а в исполнении элементарного требования гигиены тела и жилища. Но что было действительно обязательно, так это то, что ноги омывали при входе в дом – чтоб не вносить внутрь уличную грязь. Христос же омывает ученикам ноги уже в середине трапезы, когда, казалось бы, нет никакого смысла это делать. Вот и получается, что ключом к пониманию этого действа является не пример рабского служения, а нечто более таинственное – Христос, через омовение ног, хочет ввести Своих учеников в некую иную действительность.
В связи с этим приходят на память другие фрагменты из Ветхого Завета: встреча Моисея с Богом, явившимся ему в неопалимой купине: «и сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:5), и практически те же слова услышал Иисус Навин, встретившись с «вождем воинства Господнего» против Иерихона (Ис.Нав 5:15). Нет здесь речи о «омовении» ног, но смысл тот же – очистится от грязной обуви, чтобы предстать пред Тайной с чистыми ногами. Если под этой «грязью» метафорически понимать грязь мира сего, это действо имеет мистическое значение – очищение от грехов или даже от всяческих «земных» привязанностей, как необходимое условие встречи со Всевышним.
После отказа Петра, Иисус говорит: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Что же еще может означать эта «часть» с Иисусом, как не причастие к тайне Его Смерти и Воскресения, которое осуществляется в таинстве Евхаристии?
И Петр наконец-то понял, о чем идет речь, когда ответил: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову». Петр не просто желает искупаться, но, уразумев слова Иисуса, хочет, чтобы Он совершил над ним ритуал омовения, предписанный священникам. В книге Исход читаем: «Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою» (29:4), и еще: «приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою, и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне» (40:12-13). Хотя посвящение в священники происходило через помазание (для апостолов «помазание Духом Святым» произошло в день Пятидесятницы), омовение было неотъемлемой частью ритуала – главным «жизненно важным» условием вхождения в скинию собрания: «когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» (Исх 30: 20-21).
Таким образом, на Тайной Вечери Христос вводит апостолов в Скинию Нерукотворную – омывает их как Моисей Аарона и его сынов, для служения в Его Храме, которым есть Церковь Его.
Еще одно возможное объяснение омовения ног, обращает наше внимание на Священнический кодекс, изложенный в книге Левит (1:9,13; 8:21), который наказывает омывать ноги (и внутренности) жертве приносимой во всесожжение. Всесожжение – «благоухание, приятное Господу» - жертва совершенная, поэтому грязь на ногах (метафора всего земного) не должна стать частью этой жертвы. Сам Господь стал таким жертвоприношением, по словам Павла: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Эф 5:2), и такими же жертвами должны стать апостолы и все ученики, и последователи Христовы, в своем служении. Как опять же говорит Павел: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим 12:1).
Всё это может быть. Но как тогда в этом свете объяснить традицию омовения ног, которую проводит Папа Римский?
ОтветитьУдалитьНа сколько я знаю, не только Папа Римский, но многие другие предстоятели разных христианских конфессий. Есть много традицый, которые мы соблюдаем, не задумываясь об их сокровенном смысле. А смысл с годами может и менятся. В православной литургии, например, есть такой призыв: "оглашенные изыдите", хотя никто не выходит, и думаю, что многие даже не знают о чем тут собственно речь...
ОтветитьУдалитьХорошая статья. Нигде раньше не встречал такой интерпретации. Предлагаю научно оформить, получиться отличное теологически-экзегетическое исследование.
ОтветитьУдалитьСпасибо, но я предпочитаю оставаться "расхитителем гробниц".
ОтветитьУдалить