Тайна «Чистого» Четверга

События, описанные в Евангелии от Иоанна, во многих пунктах отличаются от аналогов в синоптических Евангелиях. Одно из таких отличий – событие, свершившееся во время Тайной Вечери. Если Синоптики воспевают установление таинства Евхаристии – таинства Тела и Крови Спасителя, Иоанн, вообще не вспоминая о Евхаристии, описывает совершенное Иисусом омовение ног Своим ученикам (13:1-17). Какое значение имел этот необычный и ритуал?

Размышляя над этим эпизодом и пытаясь постичь его смысл, христианские комментаторы полагали, что речь здесь идет об унижении. Христос, будучи Учителем и Господом, исполняет рабскую работу, давая ученикам пример послушания и служения друг другу. К сожалению, таким пониманием этого события ограничивается христианское воображение. Даже Петр вначале именно так воспринял этот жест, когда сказал: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?». Что ж, это вполне согласуется с евангельским духом: «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Есть, однако, в этой истории один элемент, который ставит эту теорию под сомнение.  read

4 комментария:

  1. Всё это может быть. Но как тогда в этом свете объяснить традицию омовения ног, которую проводит Папа Римский?

    ОтветитьУдалить
  2. На сколько я знаю, не только Папа Римский, но многие другие предстоятели разных христианских конфессий. Есть много традицый, которые мы соблюдаем, не задумываясь об их сокровенном смысле. А смысл с годами может и менятся. В православной литургии, например, есть такой призыв: "оглашенные изыдите", хотя никто не выходит, и думаю, что многие даже не знают о чем тут собственно речь...

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошая статья. Нигде раньше не встречал такой интерпретации. Предлагаю научно оформить, получиться отличное теологически-экзегетическое исследование.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, но я предпочитаю оставаться "расхитителем гробниц".

    ОтветитьУдалить