Тем, кто уже начал сомневаться в том, что на скрижалях Завета были написаны именно «наши» Десять Заповедей, отвечу на свой же вопрос, «на каком основании строится наша уверенность?». Строится она на тексте из книги Второзаконие, где Моисей, перечислив именно «наши» Заповеди, торжественно заявил: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне» (5:22). Второзаконие – книга не такая запутанная, как Исход и нет ничего удивительного в том, что традиция (как еврейская, так и христианская) принимала «за основу» именно ее.
Однако возвратимся к книге Исход.
Первые скрижали Завета долго не просуществовали. Увидев развращение народа, пляшущего перед золотым тельцом, Моисей разбивает их (Исход 32:15-20). Совершенно безумная на наш взгляд реакция. Зачем уничтожать этот наиценнейший дар Божий, вместо того, чтоб с его помощью вразумить заблудших?
Как бы там ни было, Моисей должен исправить ситуацию, и по воле Божьей снова поднимается на Синай со скрижалями собственной работы, на которых Бог обещает написать «слова, какие были на прежних скрижалях» (34:1). Но вместо «наших» Десяти Заповедей, следует перечисление немного других предписаний. Из них тоже можно выделить десять, например, следующим образом:
1. Не вступай в союз с жителями (ханаанской) земли, чтобы они не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих (в принципе, эту заповедь можно рассматривать как другой вариант заповеди «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»).
2. Не делай себе богов литых (т.е. «не сотвори себе кумира»).
3. Праздник опресноков соблюдай…
4. Все, разверзающее ложесна – Мне…
5. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся … (т.е. «помни день субботний, чтобы святить его»).
6. праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева…
7. Не изливай крови жертвы Моей на квасное,
8. жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
10. Не вари козленка в молоке матери его.
(Я позволил себе немного сократить текст, замечу также, что практически обо всех этих заповедях уже была речь ранее (см. Исход 22:20 – 23:19), во время изложения «первого» Завета).
Что самое главное: именно этот набор заповедей был назван «Декалогом»: «и сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (33:27-28).
Видим, что, по крайней мере три заповеди из этого списка совпадают с «нашим» вариантом Десяти Заповедей, но в этом списке напрочь отсутствуют т.н. «нравственные» заповеди (не убей, не укради и пр.), а присутствуют заповеди исключительно «ритуальные» (специалисты и называют его «ритуальным декалогом»).
В свое время также Дж. Дж. Фрэзер («Фольклор в Ветхом Завете»), опираясь на работы современных ему исследователей Библии, утверждал, что эти заповеди – намного древнее «наших» Десяти. Хотя это тоже маловероятно, потому как некоторые из них отражают не кочевой, а уже оседлый образ жизни. Сам Фрэзер попытался постичь значение последней заповеди - «не вари козленка в молоке матери его». Эта заповедь, нужно признать, весьма значительная - ведь она повторяется в Законе трижды (Исход 23:19, 34:26, Втор 14:21). Хотя не такая значительная, как о дне субботнем, которая бьет все рекорды популярности и представляется порой вообще единственной!
Можем себе представить такую ситуацию: Моисей спускается с горы с новыми скрижалями в руках, лицо его сияет от встречи с Богом, люд, затаив дыхание, ждет от него боговдохновенного слова, готовый принять в свое сердце и беспрекословно исполнить все, что тот сейчас скажет. И вот, вместо того, чтобы изречь нечто эпическое, в стиле «шема Израэль», Моисей говорит: «вот что заповедал Господь делать: шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (35:1-3). Теперь я лучше понимаю психологию адвентистов седьмого дня…
Моисей, резца великого Микеланджело. «Рогатый» Моисей – образ широко распространенный в Западном сакральном искусстве. Источником такой традиции стал текст Вульгаты: «cumque descenderet Moses de monte Sinai tenebat duas tabulas testimonii et ignorabat quod cornuta esset facies sua ex consortio sermonis Dei», что можно перевести как: «когда сходил Моисей с горы Синая, держа две скрижали завета, не знал, что рогатым стало лице его от участия в разговоре с Богом» (Исход 34:29).
окончание
Комментариев нет:
Отправить комментарий