(часть первая)
Из всех книг Библии наверняка самым запутанным из-за наслоившихся друг на друга редакций является т.н. «Моисеево» Пятикнижие. Можно восхищаться терпением исследователей, попытавшихся распутать этот клубок, сплетенный на протяжении нескольких веков (с краткой историей этих исследований любопытный читатель может ознакомиться хотя бы вот здесь). А как проще было верить в то, что все это вышло из-под пера одного Моисея! Совсем непростой является история возникновения и самого Декалога (Десяти Заповедей) - основы Ветхозаветного Права, на которой созидали и продолжают созидать свое вероучение и духовность также христиане абсолютно всех конфессий.
Попробуем хотя бы слегка приоткрыть завесу этой тайны.
Например: где именно, по-вашему, был дан этот Закон? – На горе Синай (в другой редакции гора называется Хорив), - последует «безошибочный» ответ. Вы абсолютно уверены в этом? А вот в другом месте (Исход 15:23-26) говорится, что совсем не на Синае, а при горьком источнике Мерры «Бог дал народу устав и закон».
Но вернемся к Закону, данному на Синае. Для этого, на мгновение забудем о «документальной гипотезе» и примем книгу Исход как целостное произведение, какой она собственно и стала после последней редакции. Из книги следует, что Моисей восходил на эту гору несколько раз, два раза провел там по «сорок дней и сорок ночей» и оба раза получил от Бога исписанные скрижали. Неужели речь идет также о двух разных Законах?
Сначала Моисей при громах, молниях и других спецэффектах, восходит на гору, получает от Бога целый ряд заповедей и постановлений как нравственного, так и ритуального характера, и просто передает все эти предписания (на чем они были записаны - неизвестно) народу, который со страхом и трепетом ожидает его у подножия горы (Исход 19:16 – 24:11). Изложение этого Закона инициируют Десять Заповедей (для ясности и удобства назовем их «нашими»), принятые традицией как основа Закона (20:2-17), но кроме них в Законе присутствуют также другие всевозможные предписания: о жертвеннике, о рабах, об убийстве, о телесных повреждениях, о собственности и прочее, прочее, прочее… среди этих постановлений находится также уже известная нам заповедь «не обижай» (23:9). Израиль с ликованием принимает все эти правила, Завет (для удобства назовем его «первым») скрепляется жертвенной кровью. Потом был праздничный обед и народные гуляния. Казалось бы, на этом можно поставить точку и спокойно отправляться дальше по пути к земле обетованной.
Но Бог снова приглашает Моисея на гору, что бы на этот раз дать ему таинственные каменные скрижали (24:12 – 31:18). Бог удерживает Моисея сорок суток и передает ему предписания исключительно ритуального характера: как должен выглядеть Ковчег Завета, Скиния и все ее сакральное убранство, а также относительно священнического служения в Скинии и всего что с ним связано. В конце этого довольно длинного изложения Моисей получает обещанные скрижали. Что было на них написано? Почему мы абсолютно уверены в том, что это были именно «наши» Десять Заповедей? На каком основании строится наша уверенность?
продолжение
Я вот не понимают одного: Почему христиане почитают еврейского бога?
ОтветитьУдалитьБог дал эти заветы народу Израиля, а не всем людям. В тексте это недвусмысленно обозначено.
а вы почитайте Ветхий Завет повнимательней, особенно книги пророков, тогда и поймете.
ОтветитьУдалить