(ad vocem)
Обвинения типа «вы христиане верите в еврейского бога» приходится выслушивать, как правило, от язычников, которые предпочитают верить в «родных богов». Их не смущает тот факт, что ни один из их «богов» вообще не отвечает определению «Бог», т.е. не является ни Творцом, ни Всемогущим. Конечно, если бы религия была исключительно частью фольклора, я бы и сам недоумевал, почему это разные народы с богатой и древней культурой вдруг ни с того ни с сего приняли народные традиции не только чужой, но и во многом чуждой им культуры.
Впрочем, кроме язычников, нужно вспомнить также антисемитов. Конечно – антисемитов-атеистов, поскольку антисемитов-христиан, коих также предостаточно, этот факт вовсе не смущает.
Еще одна категория таких «обвинителей» - люди близкие к эзотерическим и оккультным кругам. Это давняя история. Среди первых христиан, жаждущими отлучится от Ветхого Завета и его «злого бога» были близкие им по духу и убеждениям гностики. Именно они считали, что христианству не нужны «еврейские корни», которые делают его ущербным.
Сами христиане разобрались с этой проблемой еще во времена Маркиона, и насколько я знаю историю, больше к этой теме не возвращались. Но вполне возможно, что и сейчас многие новообращенные, не посвященные в традицию, могут чувствовать определенное недоумение касательно этой темы.
Итак, почему мы – христиане верим в «еврейского Бога».
Достаточно взять в руки Библию и прочитать первые ее главы, чтобы убедиться в том, что наш Всемилостивый Бог является Творцом не только земли обетованной, но и всей Вселенной, и создателем, но только избранного народа, но всех людей населяющих нашу планету. Конечно, историю Адама, Ноя и вавилонского столпотворения можно считать «легендарной» историей. Поэтому перейдем к истории реальной, которая начинается (как утверждает большинство ученых) с Авраама.
Авраам первый человек, названный в Библии «Евреем» (Быт 14:13), однако Бог, открывшийся ему (которого называли тогда «Богом Авраама»), вовсе не хотел быть Богом одного человека и только его потомства. Нарекая ему имя «Авраам», Бог обещает сделать его «отцом множества народов» (Быт 17:5). Множества, а не двух только народов: евреев, через Исаака, и арабов через Исмаила. Авраам становится отцом множества народов через веру, которые эти народы принимают. И не только «множество», а «все народы земли» должны благословиться в «его семени» (Быт 22:18). Так эту истину за Павлом (Гал 3:8-9) понимали и принимали первые христиане, благовествуя язычникам веру во Христа как «веру Авраама». Сам Христос, научая о Своем Царстве, не исключает из него Авраама, говоря: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8:11).
Во время Исхода из Египта, Моисей выводит вместе с евреями также «множество разноплеменных людей» (Исх 12:38). Это единственное упоминание об этих людях и далее мы не можем проследить их судьбы. Может быть, они пошли своими дорогами, а может, слились в один народ с народом избранным – в единстве не крови, но веры.
Сам Бог считает Себя опекуном не только избранного народа, который Он «вывел из Египта». Устами пророка Амоса (9:7) Он возвещает: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян - из Кира?»
Царство Давида было многонациональным. Достаточно вспомнить Урию, первого мужа Вирсавии, с которым Давид поступил так нехорошо, который был «хеттеянином», т.е. хеттом (2 Сам 11), или Орну Иевусеянина, на гумне которого Давид устроил жертвенник Богу (2 Сам 24:16-25). Исповедовали ли они одну веру с Давидом? Скорее всего – да.
Любовью к инородцам (и не только к иноплеменным женщинам) отличался и Соломон, достаточно вспомнить его тесные контакты, как с Египтом, так и с Тиром. Интересно, приняла ли царица Савская его веру, уразумев, что источником его мудрости является Истинный Бог?
Храм, который построил Соломон, будучи прообразом Церкви Христовой, должен был стать местом поклонения Единому Богу для всех народов. Об этом ясно говорят пророки: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» (Ис 25:6-7). Или «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис 56:7). Последняя цитата обращает наше внимание на евангельскую сцену изгнания торговцев из Храма. Матфей и Лука воспринимают гнев Иисуса как реакцию на неприемлемую в Храме торговлю. И только Марк (11:17), приводя цитату полностью, указывает скорее на место, в котором эта торговля производилась. И действительно, ведь не в Святая Святых евреи устроили пункт обмена валюты. Этим местом был «Двор язычников» - единственное место на территории Храма, куда могли входить инородцы, чтоб воздать славу Истинному Богу. Превратив же его в «вертеп разбойников», евреи лишили их такой возможности.
Однако если Бог изначально был Богом всех племен и народов, каким образом Он стал Богом исключительно для евреев? Откуда в Библии берется национализм и ксенофобия, противоречащие самому духу Библии?
Ответим на этот вопрос в следующей статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий