Дефективный отбор

Исследование Рене Жирара «Козел отпущения» по-своему гениально. Хотя, на мой взгляд, автор много внимания уделяет собственной апологии – защищает свои взгляды от многочисленной критики, обрушившейся на него после выхода его предыдущих работ («Насилие и священное», «Сокровенное от создания мира»). Сам критикует структуралистов, последователей Фрезэра да и вообще всю академическую науку, к которой он себя не причисляет (чем близок мне по духу). Свежий, недогматический взгляд на проблематику мифологии сам по себе революционен и заслуживает особенного внимания.

Жирар приверженец теории Фрейда, который утверждал, что в основе всякой религии лежит некое ритуальное убийство, то есть, оно было просто убийством, но со временем было возведено в культ и стало религией. Это уже конечно не столь примитивно, как утверждение большинства атеистов, что религия основана на страхе. Как бы там ни было – религия зиждется на человеческой жестокости, что уже само по себе дискредитирует религию как явление. Я, конечно, остаюсь при своем мнении, что основой религии является любопытство.

 read

4 комментария:

  1. «Как CPA, я много лет рекомендую г-ну Бенджамину Ли клиентам с отличными результатами. Недавно у меня была возможность использовать его для выплаты ипотечного кредита, и теперь я знаю, почему мои клиенты всегда были в восторге! Он тщательный, своевременный, представительный и, что самое главное, хорошо осведомлен. Я обязательно буду рекомендовать его в течение длительного времени, чтобы он пришел к любому, кто ищет ссуду, пожалуйста, свяжитесь с г-ном Бенджамином ли, г-н Бенджамин ли - кредитный специалист, работающий с уважаемыми инвесторами, которые готовы финансировать любой проект, если вы готовы вернуть деньги, как и было обещано. Вот контактная информация г-на Бенджамина Ли »247officedept@gmail.com WhatsApp + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить
  2. Основой всех религий, на мой взгляд, является стремление найти любимого и обрести любовь. Именно этот мотив, а не насилие или ритуальные убийства, лежит в глубине религиозного опыта.
    В процессе исследования статьи автора статьи, посвящённой работе Рене Жирара «Козёл отпущения», я обратил внимание на три ключевых аспекта, которые выделяет автор в отношении механизма жертвы. Жирар описывает, как в ситуациях кризиса — голода, болезней, социальных катастроф — общество ищет виновного, козла отпущения, чтобы снять напряжение. Он выделяет три архетипических стереотипа, которые позволяют выбрать жертву:
    Чужак или инородец — внешний «не-свой».
    Особые, «дефективные» люди внутри общества — инвалиды, уроды, социальные аутсайдеры.
    Нетрадиционная сексуальность — действия, выходящие за рамки нормы.
    Эти механизмы хорошо объясняют процессы насилия и гонений в древности и средние века, от охоты на ведьм до обвинений евреев в «отравлении источников» во время Черной смерти.
    Однако, как справедливо отмечает автор статьи, эти стереотипы неприменимы к Христу. Иисус становится жертвой толпы, но не подпадает под «дефективный отбор». Он не чужак в этом смысле, не обладает физическими дефектами и не является объектом сексуальных обвинений. Его распятие — не стандартная жертва мимесического механизма, а событие, которое разоблачает сам механизм жертвы. В Жираровских терминах, Христос проходит через процесс, но не становится его частью; Он демонстрирует, как коллективная агрессия рождается и куда она ведёт, оставаясь при этом источником Любви.
    На этом этапе важно подчеркнуть, что христианство — лишь один из ярких примеров, где этот механизм показан прозрачно. Это не повод создавать идеологию исключительности: другие религии проявляют свои архетипические и миметические элементы иначе, не обязательно через «жертвоприношение», но это не делает их менее сложными или менее значимыми для понимания человеческой природы. Обозначение христианства как «нежестокого» без уточнения контекста носителей и исторических обстоятельств может создать ложное впечатление, что только оно особенное. На самом деле, изучение религий показывает универсальность мимесиса, стремление к подражанию и поиск объектов для проекции.
    В этом ключе моя позиция отличается от автора статьи, который видит основу религии в любопытстве, и от Жирара, который анализирует ритуальные жертвы. Я считаю, что религия в своём корне — это стремление к Любви и к контакту с Источником, а механизмы насилия, гонений и «дефективного отбора» — это проявления миметической энергии на уровне человеческих сообществ. Они существуют, но не определяют суть учения.
    Таким образом, рассматривая Жирара и автора статьи вместе, мы видим точки соприкосновения и различия: мимесис объясняет социальную динамику, любопытство и стремление к Любви объясняют внутреннюю мотивацию религиозного опыта, а христианство выступает как особенно наглядный пример того, как механизм козла отпущения может быть разоблачён, но не является исключением среди других религий.

    ОтветитьУдалить
  3. Хотелось бы подчеркнуть, что мой взгляд не вступает в прямой резонанс ни с Жираром, ни с автором статьи. Механизмы, которые описывает Жирар — поиск козла отпущения, архетипические стереотипы — демонстрируют мимесическое поведение толпы. Автор статьи, в свою очередь, выделяет любопытство как основу религии. На первый взгляд это может показаться отдельными и даже противоположными наблюдениями, но при более внимательном рассмотрении они взаимосвязаны.
    Любопытство, проявляемое людьми друг к другу и к окружающему миру, — это тоже мимесический элемент. Оно проявляется в наблюдении, внимании к деталям, в «присматривании» к объектам любви и интереса. Через это проявляется различение, осознавание и, в конечном счёте, проявление любви. Таким образом, и мимесический механизм, и любопытство — части одной картины человеческого опыта религии, и мой взгляд, и их наблюдения соотносятся друг с другом, дополняя понимание того, как формируется религиозное поведение и стремление к Любви

    ОтветитьУдалить