Читая страницы книги «Деяний Апостолов» и наблюдая за развитием ранней христианской Церкви, невольно проводишь параллели с нынешним веком и теми вызовами, которые стоят перед христианством сегодня.
«Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян 11:26). Добавим, что не только стали называться, но и стремительно возросли числом, так что это стало настоящим шоком для самих апостолов. Это была уже не первая встреча учеников Иисуса, абсолютное большинство которых были иудеями, с язычниками, но первая встреча, которая принесла столь значительные результаты. Можем себе представить иерусалимскую общину, численность которой наверняка не превышала пары сот человек, а тут речь идет уже о нескольких тысячах! 
Что представляла собой Антиохия в те времена? Бесспорно, это был настоящий мегаполис того времени. Город, в котором Запад встречался с Востоком. Город многих религий, где иудейская синагога могла располагаться на одной улице с каким-нибудь языческим храмом. Кроме богов Греции и Рима, там можно было увидеть также святилища азиатских божеств: сирийских, персидских, вместе с купеческими караванами в город приходили также последователи индуизма или еще каких угодно экзотических культов. На улицах и площадях представители греческих философских школ свободно обменивались мыслями с адептами каких-нибудь мистерий. Обмен идей порождал новые эклектические учения, которые впоследствии под общим наименованием гностицизма стали проблемой для христианства (которую христианство также преодолело), но пока этот гносис носил исключительно языческий характер. Римские власти, конечно, обеспечивали порядок и, не смотря на различия, и даже противоположность многих культов, не допускали распрей на религиозной почве, предоставляя всем равные права и возможности исповедовать и проповедовать свою веру. Казалось бы, такая среда является хорошим рассадником исключительно для всякого-рода заблуждений. Удивительно, но эта среда стала прекрасной почвой для развития христианства. Уже скоро не только Антиохия, но и Рим, и Александрия – такие же мультикультурные мегаполисы того времени, также станут центрами стремительного развития христианства. В Иерусалиме же господствовал иудаизм, другие культуры и религии присутствовали там исключительно, как религии оккупантов.
Но в таком феномене развития христианства в мультикультурной среде на самом деле нет ничего удивительного. Мыслящий человек никогда не потеряется в массе разнообразных религий, но среди множества божеств будет стремиться отыскать настоящего - истинного Бога, и среди противоречивых вероучений, если будет искать истину упорно, искренне и честно – обязательно её найдет. Тот же, кто не имеет этого многообразия, лишен возможности изучать и сравнивать различные культы, кому была «подана для верования» только одна религия, всегда будет иметь искушение поискать что-то новенькое, даже если его религия истинная.
Для многих сегодняшних защитников христианства - мультикультурализм – злейший враг, при мысли о котором, их бросает в дрожь, а слово «толерантность» они могут произнести, не иначе как брызжа слюной. По их мнению, христианство в современном мире может сохраниться (только сохраниться, о каком бы то ни было развитии, и речи быть не может!) только в какой-нибудь захолустной деревне (иногда такой деревней может оказаться целая страна), в которой может находиться только одна-единственная церковь. Вот идеал сплоченного единой верой традиционного общества, не допускающего инородные, инославные и какие еще угодно ино- влияния.
Конечно, как «добрые» христиане, мы еще можем говорить о какой-то допустимой «веротерпимости» (но не дай Боже, о «толерантности»!). Веротерпимость предполагает наличие одной господствующей религии, которая снисходительно позволяет существовать другим культам, однако имеет все рычаги (в том числе и политические), ограничивающие деятельность и развитие этих культов.
Сегодняшний свободный цивилизованный мир, хотим мы того или не хотим, натуральным образом стремится к многообразию, как национальному, так и религиозному. Задача государственной власти – обеспечить всем равные права, при условии, конечно, что представители этих религий не нарушают закон. Сможет ли христианство выдержать конкуренцию в таких условиях? Если не сможет, то, увы, мы должны признать, что христианство – не истинная религия. Однако опыт Антиохии подсказывает обратное, и открывает перед нами новые возможности и перспективы в современном «испорченном» мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий