Был ли сатана «в начале»?

(о сатане 2)

Есть мнение, что сатана «появился» во втором дню творения. Почему? Потому что о сотворенном в этот день Бог не сказал, что оно «хорошо». Мнение принадлежит некоему «средневековому алхимику», о котором вспоминает К. Г. Юнг (Попытка психологического истолкования догмата о Троице), приведу всю цитату: «Бог не восславил второй день Творения, ибо в этот день (понедельник, dies lunae) возник binarius, иначе дьявол, двоичный и двуличный». Напомню, что в этот день Бог создал «твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» - т.е. небо (Быт 1:6-8). Может быть, поэтому Павел называет сатану «князем, господствующим в воздухе» (Эф 2:2)? Но точно также можно сказать и о первом дне творения: Бог сотворил свет и сказал о нем, что он «хорош» и отделил его от тьмы, которая «хорошей» небыла. Более того – тьму Бог не создавал. Если свет и тьма – символы добра и зла – возвращаемся к метафизической концепции. Можно вспомнить еще о «бездне», над которой «носился Дух Божий», которая может быть образом преисподней или первобытного хаоса – богопротивных сил.

Все это, однако, лишь догадки – открытым текстом Библия не говорит ничего о существовании сатаны «в начале». Это интересно еще и по той причине, что почти все религии, окружавшие древний Израиль, а которые имели на формирование Библии огромное влияние, говорят либо о «Хаосе», либо о «Тиамат» или т.п. вещах противных Богу. Библия избегает этого именно потому, чтобы избежать дуализма. Бог един и творение восстало из небытия по его воле, а не как результат борьбы добра и зла. Сатана, таким образом, появляется позднее. Когда?

Продолжение следует.

16 комментариев:

  1. 1) "Дух Божий" носился все таки над водою... (Быт. 1:2)
    2) по крайней мере, в Эдемском саду сатана уже вовсю действует, значит он должен был не только появиться до этого, но и "разработать стратегию" уничтожения рода человеческого (если это, конечно, являлось его целью). Вот только мы не знаем (или знаем?), сколько длилась жизнь Адама и Евы в Эдеме до появления змея.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте!

    Я очень хотел бы переписываться с вами, желательно на форуме, дабы нашу переписку могли прочитать другие

    Вы бывали на одном из моих блогов - Компания Необузданные таланты

    Список всех блогов находится здесь:

    http://childrenofthewind.blogspot.com/

    Пожалуйста, прочитайте что-то из них и приходите на форум на endbook.com

    Насколько мне известно, Сатана был любимым ангелом Бога. Когда ангелы узнали, что Вселенная заповедована людям, часть из них восстала. До или во время этого, Сатана понял, что сам может быть Богом, что правда - как вы обладаете телом, можно обладать необходимым чтобы творить всё, что может Бог. Тогда или лишь во время восстания, Бог, скажем так, лишил Сатану его сана. Дальше тайна того, как психология Сатаны развилась во зло

    С уважением,
    F5

    ОтветитьУдалить
  3. вижу, что тема начинает быть интересной... чтож, в ближайшее время постараюсь ее продолжить. Следите за публикациями.

    ОтветитьУдалить
  4. 2. В Эдемском саду людей совращает Змей. Нет никаких свидетельств, что это был Диявол.
    Более того, в первых книгах Ветхого Завета вообще нет упоминания о Дияволе. Всю свою историю евреев наказывал непосредственно сам Бог Израиля.
    Мне более правдоподобной представляется концепция лежащая в основе представлений Василида.

    ОтветитьУдалить
  5. интересно, и кто же тогда был этот самый Змий?
    Прототип дьявола, что ли? Или заезжий гастролер?
    По-моему параллель на лицо. А если принять во внимание, что Бытие трактуется все таки более-менее аллегорично, то и не нужно прямого указания на то, что это сатана.

    ОтветитьУдалить
  6. Если мы такие умные, что можем додумать то, что нет в Библии тогда она нам вообще не нужна - создадим своё Писание!

    ОтветитьУдалить
  7. Ну что ж, если вы такие умные, создавайте.
    Куда мне до вас, слабой дочери Евы...

    ОтветитьУдалить
  8. Вот и я говорю: Нету в Пятикнижии никакого намёка на то что змей это переодетый Диявол.

    ОтветитьУдалить
  9. НАМЕК-то как раз есть!

    ОтветитьУдалить
  10. Если изберем аллегорический подход (а другого тут быть и не может), то «змей» может быть аллегорией во-первых: сомнения, во-вторых: любопытства. И то и другое – присуще человеческой натуре, грехом в сумме не является, а вот до греха доводит.

    ОтветитьУдалить
  11. "а вот до греха доводит" - хорошее уточнение!
    Почему же получается, что добро у нас абсолютно персонифицировано и исходит от конкрентной личности - то есть Бога, а зло - это некое расплытое, аллегорическое понятие? Не вижу логики... Если зло - это просто отсутствие добра (и не более!), то получается, что зла как такового и не существует, есть просто отсутствие добра. И не надо ваще это зло упоминать, зачем оно нам?...

    А как вы интерпретируете Иов 1:6? Мне правда интересно узнать ваше мнение, потому что як на мене (может я конечно слишком наивна, ха-ха) в данном случае в виде сатаны выступает довольно-таки конкретная личность, она же называется "сыном Божьим".

    ОтветитьУдалить
  12. "погодите дети, дайте только срок..." и до Иова тоже доберемся, и до "добра и зла" и его роли в религии тоже...

    ОтветитьУдалить
  13. вряд ли...с тем темпом ваших ответов, я до Иова не доживу... умру от старости

    ОтветитьУдалить
  14. А было бы интересно узнать, какие намеки существуют непосредственно в тексте книги Бытия, по поводу параллели между змеем? Я думаю, что змей был одним из зверей полевых, которых создал Яхве. Непонятно, откуда взяться параллели.

    ОтветитьУдалить
  15. В книге Бытия таких параллелей нет и быть не может, христианская традиция отождествляет змея с сатаной на основе Откровения Иоанна. Что касается "змея" из книги Бытия - я лично согласен с мнением Фрэзера: змей попал в Библию из первобытной легенды - оказался не в то время не в том месте, за что и поплатился.

    ОтветитьУдалить
  16. Мне тоже видится, что змей в мифологии книги Бытия - заимствование. Да только ли змей? Тем не менее христианство, ни современное, ни изначальное, никогда не искало в Бибии мифологию Поэтому для христианского видения духовного мира, змей, как мне кажется -реальность. Не меньше чем для тех, для кого мифология междуречья была реальностью духовного мира.

    ОтветитьУдалить