«Земля крови» или неудачная инвестиция в недвижимость


То, что Иуда предал Иисуса за деньги евангелисты (синоптики) повторяют вслед за Марком (Мк 14:11; Лк 22:5), только Матфей сообщает точную сумму – 30 серебренников (Мф 26:15). Это уточнение сделано для того, чтобы предательство соответствовало пророчеству: «тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф 27:9-10). Речь скорее идет о пророчестве Захарии: «и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах 11:12-13), но это не существенно, существенно то, что пророчество диктует автору Евангелия то, что он должен написать (Евангелие от Матфея вообще построено по схеме «пророчество-исполнение»). Из всех евангелистов, только Матфей расказывает историю о покаянии и самоубийстве Иуды, и о том, что это первосвященники на возвращенные им деньги купили «землю горшечника, для погребения странников», которая получила название «земля крови» (Мф 27: 3-10) – эта история также продиктована пророчеством.

Но вот Лука, в «Деяниях» вкладывает в уста Петра совсем другую историю: «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови» (Деян 1:16-19). Эта история говорит о том, что это именно Иуда купил землю, и предательство Иисуса было ему нужно только для совершения этой покупки, более того – неясны обстоятельства его смерти: неизвестно, повесился ли он или умер от некоего кишечного заболевания. Петр в этой речи тоже ссылается на пророчество, но не о «30 серебренниках», а о том, что «да будет двор его пуст» и «достоинство его да примет другой»(Пс 109,8). Версия Матфея, таким образом, ненадежна – она «исполняет» пророчество, а вот версия Луки более правдоподобна: Иуда предал Иисуса за деньги (сумма неизвестна), на которые приобрел участок земли. Рассеивается романтический образ несчастного Иуды, созданный всеми его апологетами – Иуды, который ценою собственного проклятия и вечного осуждения помогает Учителю искупить мир крестною смертью, и появляется образ дельца, решившего просто-напросто приобрести недвижимость, к тому же умершего от поноса...

6 комментариев:

  1. Вообще, Евангелие от Матфея, в некотором роде затачивает Иешуа под пророчества, причем, как мне многогрешному кажется, под какие попало. Да и исторически, видится немало проблем. Наводит на мысли, которые не очень хочется озвучивать. Хотя и с истрорией Луки не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

    Немогу не согласиться с основной идеей. Поступок Иуды (если принять как факт что существовал Иуда и поступок) корыстен по своей природе.

    ОтветитьУдалить
  2. А у меня вопрос. Вот в посте приводятся такие слова Иисуса: "высокая цена, в какую они оценили Меня"

    Иисус, как личность, несомненно один из лучших из людей, и он не мог этого не знать. Почему же он тогда так сказал? Лицемерит или недооценивает себя - вряд ли. Скорее, что-то имеет в виду, что мне, тщеславцу, не понятно.

    Есть идеи?

    ОтветитьУдалить
  3. Не забывайте, что эти слова изрек "Господь" устами пророка Захарии на несколько сот лет перед приходом Христа. Весь текст говорит о отвержении Мессии-Пастыря свом народом, и Он сожалеет, что его так дешево оценили. Матфей посчитал, что это пророчество об Иуде, но это не обязательно так. Иисус безусловно згал это пророчество и как Сын Божий, и как человек - наверняка читал Ветхий Завет.

    ОтветитьУдалить
  4. Всё равно не очень понятно...

    ОтветитьУдалить
  5. "Если бы я знал ответы на все вопросы - препадавал бы теологию в Париже" (Имя Розы)

    ОтветитьУдалить
  6. А возможно ли , что вариант кончины Иуды у Луки можно понимать образно, как алегорию. Что зло, которое было в нем внутри, вылезло наружу.
    Иов.20:12-15 Если сладко во рту
    его зло, и он таит его под языком
    своим, 13 бережет и не бросает его,
    а держит его в устах своих, 14 то
    эта пища его в утробе его
    превратится в желчь аспидов
    внутри его. 15 Имение, которое он
    глотал, изблюет: Бог исторгнет его
    из чрева его.

    ОтветитьУдалить