Наш «Ответ Иову»

(на правах рекламы)

Всем, кто интересуется темой Бога, сатаны и страдающего от их споров человека, настоятельно советую ознакомиться с работой К. Г. Юнга «Ответ Иову». Очень интересно как гений психологии размышляет над теологическими проблемами.

Концепция Юнга своеобразна: это своего рода попытка познать психологию Бога – или скорее – установить диагноз. Уже вначале, отбрасывая концепцию зла как privatio boni (отсутствие добра), Юнг волей-неволей приходит к дуализму. Бог имеет светлую и темную стороны, сатана – первый Сын Божий (Сатанаэль) и брат Христа, конфликт которых отразился в конфликте Каина и Авеля. Конечно, в своей врачебной практике Юнг не раз сталкивался с подобными семейными конфликтами, кои и проэцировал в божественную сферу (сюда же можно зачислить и историю с Лилит – первой женой Адама – тоже ситуация из жизни). Хотя такой подход оправдан тем, что мы имеем дело с архетипами. Особый интерес, однако, представляет понимание Юнгом Бога как «безсознательного», ставящее Его вне добра и зла, вне какой бы то нибыло моральной оценки. Книга Иова становится для Юнга только исходной точькой, его размышления захватывают намного более обширные просторы всего христианского и около-христианского учения, также – параллели с другими религиями. Особое место в его размышлениях занимают апокрифический Енох и канонический Иезекииль, а наиболее интересными можно назвать его размышления над Апокалипсисом Иоанна. На десерт – психологическая трактовка догмата о Внебовзятии Марии.

В любом случае, как сторонникам, так и противникам взглядов великого психолога и алхимика, эта книга доставит множество пищи для размышления (естественно тому, кто любит это делать).

2 комментария:

  1. Не думаю, что это какой-то раритет... на книжных развалах это можно найти.
    Издана в Москве 1995 г. кроме "Ответа" в сборник входят также "попытка психологического истолкования догмата о Троице" и "Символ превращения в мессе" - к последней работе советую подходить после краткого курса алхимии.

    ОтветитьУдалить