De anima

Может показаться, что «душа» - это термин исключительно религиозный. А вот и нет. Это термин исключительно философский, и в религии его принимают таким, каким его понимание определили в философии. До сих пор, как я считаю, лучшим творением на эту тему остается трактат «О душе» Аристотеля. В этой работе Философ, перед тем как изложить собственную теорию на этот счет – перечисляет и критикует все предшествующие (а было их ужасно много и думаю, что вплоть до наших дней в этой материи никто ничего нового не выдумал). Так, что если любознательный читатель хочет разобраться в том, что такое душа, понять, что представляет собой действительность, скрывающаяся за этим словом – настоятельно советую ознакомиться с этим трактатом.

Западный человек в основном представляет себе душу по Платону (поэтому например, вообще имеет смысл разговор о «переселении душ», так как на грунте философии Аристотеля, где душа – это «субстанциальная форма» тела – такой разговор смысла не имеет), кроме того – душа совсем не бессмертна (а уж наверняка не вечна), в чем многие, кто признает существование души, абсолютно уверены.

Христианство, дорожа «бессмертием души», можно сказать, споткнулось о концепцию Аристотеля (сторонникам его философии пришлось комбинировать с «активным» и «пассивным» разумом), Платон же оказался ближе по духу. Так, однако, не было от начала. Ранние христиане более были склонны к концепции «смертной» души (свидетельства чему находим у Иустина и Иринея). Смертность души была чем-то принципиальным, ибо если душа является бессмертной по своей природе – то Бог не нужен – каждый сам себе бог.

Комментариев нет:

Отправить комментарий