Теология и учение Церкви
За всю историю своего существования теология боролась за присвоение себе звания «наука». «Наука» - это звучит гордо, «научное» - значит истинное, а формулировка «ученные подсчитали, доказали» и т.п. - развеевает все сомнения. Научное знание – это знание неопровержимое. Такое мнение о науке бытовало со времен Аристотеля, но после «критики ортодоксии» К. Р. Поппера (1902-1994) – изменилось в противоположную сторону. В современной методологии наук, каждая научная теория может называться истинной до тех пор, пока не появляется другая теория, ее опровергающая. Таким образом «наука» - это маятник, раскачивающийся между противоречащими друг другу теориями, в ней нет ничего постоянного. То, что некогда считали истинным и неопровержимым разбито в пух и прах новыми теориями, и нет гарантии, что эти новые теории также в свое время не будут опровергнуты. Научное познание – познание весьма сомнительное. Наука не выносит «догматизма», в ней нет места для «неопровержимых истин».
Может ли теология быть наукой в таком смысле? Может ли верный какой-либо Церкви, исповедующий догматы своею Церковью установленные, быть независимым ученым-исследователем, в том числе и в области теологии?
Думаю, что может, если четко разграничить понятия «теология» и «учение Церкви». «Учение» основано на догматах и претендует на роль истины, но как истины веры, в то время как теология, ищущая разумное объяснение веры, т.е. истину разума, должна иметь полную свободу исследований (в том числе и от догматов), но при этом не может называться «учением Церкви», по крайней мере, пока Церковь не «догматизирует» сделанные ею выводы, также и ошибки, пока они не стали предметом веры, не могут считаться ересью. Теология не может быть узко-конфессиональной, в отличие от учения каждой конкретной Церкви.
Но умозаключение, полученное на пути «научного» теологического познания, к сожалению также не сможет претендовать на звание истины, ибо всегда может появиться умозаключение его опровергающее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий