Иуда как «евангелист»
Прочитал на днях нашумевшее «Евангелие Иуды». Как для «первой публикации на русском языке» - довольно неплохое критическое издание (Москва, АСТ, Астрель 2006) – с комментариями, без которых понять о чем идет речь было-бы действительно трудно, да и рассматривать это весьма забавное произведение необходимо в контексте другой гностической литературы, на которые редакторы также делали ссылки. А гностицизм здесь сквозит из всех щелей.
Иисус в этом «евангелии» весьма веселый малый – очень часто смеется, а точнее высмеивает тупость своих апостолов, которые, как можно догадаться, символизируют ранних христиан – далеких от познания истины недоумков, служащих «своему» богу. Кроме того, этот Иисус либо получил классическое образование в Платоновской Академии (по крайней мере, хорошо усвоил «Тимея»), либо в совершенстве постиг астрологию (все человеческие судьбы в его учении зависят от звезд). Но не Иисус играет здесь главную роль. «Благая весть» - не о нем. Так что это не «Евангелие Иисуса Христа от Иуды», а именно «Евангелие Иуды» - его оправдание, как единственного из учеников, который, во-первых, был способен постичь мудрость Учителя, во-вторых – предавая его, исполнил его волю, а ко всему прочему был преображен: «Иуда поднял взор и увидел светоносное облако и вошел в него» (это была духовная подготовка к предательству).
Евангелие оканчивается этим самым «предательством» (тоже, кстати, за деньги), нет в нем ни крестной смерти, ни воскресения. Но если смерть хотябы подразумевается, о воскресении не может быть и речи, поскольку оно противоречит духу этого «евангелия». Иисус говорит Иуде: «Но ты превзойдешь их всех (т.е. «приносящих жертву Сакласу»). Ибо ты принесешь в жертву человека, чьим телом я облечен (букв. «что несет меня»)». Иуда, таким образом, помагает Иисусу освободится от своей телесной оболочки, а совсем не для того, чтобы он смертию своей искупил мир.
Впрочем, в тексте не удалось восстановить несколько наверняка важных строк, которые пролили бы больше света на его загадочный смысл. Об этом остается только сожалеть.
Как один из тех, кто «приносит жертву Сакласу», я вынужден признать, что гностицизм – очень интересный обьект для изучения. В любом случае, так же как и канонические евангелия – это свидетельство веры древних, которые также называли себя «христианами». А, кроме того, Церковь многим обязана гностицизму – в конце концов, если бы не ересь, не было бы и ортодоксии.
Об Иуде: «Земля крови» или неудачная инвестиция в недвижимость
как-то нашла в инете ссылку на евангелие Иуды. там были отсканированные страницы, такие конечно сильно потрепанные. а потом еще где-то видела комментарии.
ОтветитьУдалитьпомню, нам еще на парах по религии и культуре, нам говорили, что существуют и апокрифы. и во многих этих текстах Иисус предстает все-таки больше в образе человека, чем сына Бога. обладает что ли большей человечностью.
а вобще как-то получается, что сама Библия можно сказать книга субъективного мнения/мнений, хотя довольно таки скажем неоднозначная.