Неоязычество или постхристианство?
Русское слово «язычник» вероятнее всего обозначает человека говорящего инным языком, естественно не харизматика, а иноплеменника. «Язычник», таким образом – дискриминация по национальному признаку, как и «гой» у евреев. Есть еще другое слово, ставшее ругательным – «паганый» или «паганин» - общее со многими другими европейскими языками, корнями уходящими в латынь. В латыни paganus – это житель pagus, т.е. попросту «деревенщина» - дискриминация по классовому признаку. Это объясняется тем, что в первые века христианство было религией, прежде всего купцов и ремесленников (ни в коем случае не рабов!) – т.е. среднего класса городского населения (на эту тему см.: M. WEBER, Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie). Крестьяне, для которых дождь и солнце были дороже спасения, упорно продолжали исповедовать земледельческие культы. Ситуация мало изменилась и когда (волей-неволей) пришлось принять христианство.
Так или иначе, а оба названия не отображают сущности язычества. Это же относится и к современному неоязычеству, которое с ничего общего с земледелием не имеет. Каковы же причины его возрождения или скорее возникновения? Можно бы было объяснить это явление нездоровым национализмом – возвращение к «родным богам», как часть национального самосознания, но это обьясняет только часть явления, потому как интерес наблюдается не только к «родным богам» но и ко всякого рода инородным культам. Не обьясняет всего и мода на «экологизм», также присущий неоязычеству.
Приобрело ли современное неоязычество что-либо новое по сравнению со старым язычеством? Думаю, что это как раз христианство за время своего существования кое-что утратило. Это «что-то» - является чем-то глубинным, первобытным, природным. Это «что-то» позволило например св. Патрику обратить до мозга костей языческую Ирландию, так что даже древние герои вставали из могил, чтобы принять крещение. Но то, что ранее привлекало (во многом подсознательно), теперь привлекать перестало, и нет ничего удивительного в том, что современный человек ищет это «что-то» в религиях натуральных.
Продолжение темы: Христианство и «натуральная религия»
Комментариев нет:
Отправить комментарий