Христианство и «натуральная религия»
(продолжаем тему)
По отношению к религии слово «натуральность» можно понимать двояко. Во-первых, как обожествление натуры – т.е. природы. В этом значении христианство ни в коем случае «натуральной» религией являтся не может, поскольку не обожествляет творенье, а Творца, находящегося вне сотворенного им мира. Другое значение приобретает «натуральность» когда обратим внимание на «человеческую натуру». В этом значении «натуральная религия» - это каждая религия, созданная для человека как такового и отвечающая потребностям его целостной натуры. А натурой человека является единство души и тела, а не только одна из этих частей. Иначе говоря – религя для человека, а не только для души, или для разума. Является ли христианство «натуральной религией» в этом значении?
К. Г. Юнг, обьясняя причины успешного распрастранения христианства в первых веках его сушествования, видит причину этого успеха в том, что образ Христа соответствовал некоему архетипу в каждом человеке заложенном. Думаю, что этуже истину, которою Юнг пытается передать психологически, легче обьяснить теологически – человек, созданный по образу и подобию Бога, натурально принял Христа, познав в Нем того, по чьему образу он и был создан, в отличие от язычества в котором человек сам придумывает себе «богов» в соответствии с этим образом, а точнее, в соответствии со своими фантазиями этим образом навеянными.
Таким образом каждый человек – «натуральный» христианин, хочет он того или нет. Но, к сожалению, из этого не следует то, что христианство (в той форме, в которой мы его знаем) – натуральная для человека религия. Эту «натуральность» христианство и утратило, как я считаю – поддавший искушению платонизма, став религией «для души», а не для человека.
Продолжение: Христианство и платонизм
Комментариев нет:
Отправить комментарий