Истина и тоталитаризм

Познание истины возможно только при взаимодействии двух сфер человеческого естества – воли и разума. Воля доставляет желание познавать и стремление искать истину; разум – а точнее мышление (т.е. способность разума переваривать информацию и делать выводы) делает это познание вообще возможным. Поэтому образование должно учить человека мыслить, а не попросту загружать его разум информацией.

Опасность всякого рода тоталитаризма не только в том, что он ограничивает доступ к информации, запрещая все, что может подорвать основы господствующей идеологии, но и в том, что он подавляет волю. Ситуация, когда за тебя думает и решает кто-то другой не способствует не только развитию способности мышления, но и самому желанию мыслить (каждый кто родился под знаком "совка" знает это из личного опыта). Для человека же свободного, мышление это не только хобби, но и жизненная необходимость. Человек (субьект познающий) должен быть воистину свободным и неограниченным в выборе путей и способов познания. Такие ограничения могут быть двух видов: внешние (всякого-рода давление господствующей идеологии), и внутренние (например, такие императивы воли как «принципы». «Принципиальный» человек ограничевает сам себя). Говоря «тоталитаризм» я имею в виду не столько политическую, сколько религиозную систему. «Тоталитарными» могут быть не только секты, но и «церкви» использующие идеологию в своем вероучении. Таким образом, чтобы познавать истину нужно быть свободным, в том числе и от всякого рода религиозных «убеждений».

33 комментария:

  1. У вас есть мозг

    Мозг - это система искусственного интеллекта

    ИИ - нечто совершенно необходимое для мышления

    Прочитайте, пожалуйста, это ( пост 1 )

    http://picnicontheroadside.blogspot.com/


    Богу для мышления необходим ИИ

    Мышление Бога может быть совершенным лишь настолько, насколько совершенен его ИИ

    ОтветитьУдалить
  2. Мне кажется, что в церковь как раз идут те, кто не хочет жить своим собственным умом. Те кто хочет что бы им дали не только цель в жизни, но и регламентировали детально, а главное на кого было бы возможно спихнуть вину если вдруг что-то пойдёт не так.
    Не встречал я ещё церки, свободной от убеждений. А если такая и существует, то это и не церковь вовсе.

    ОтветитьУдалить
  3. Церкви такие какими их делают люди, как и государства. Можно эмигрировать, а можно преобразовывать их изнутри. Я отношусь к последним.

    ОтветитьУдалить
  4. Церковь по сути и по последствиям - это множество одинаковых

    Что вы собираетесь предпринять ?

    ОтветитьУдалить
  5. С определением "Церкви" не согласен - это все-таки не стадо...
    А что предпринимаю - все, на что по немощи моей способен, например этот блог...

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  7. Церковь - это 10 заповедей и множество иных наставлений под угрозой расстрела

    ОтветитьУдалить
  8. Заповеди - для рабов, Церковь - для свободных.

    ОтветитьУдалить
  9. О какой церкви вы говорите ?

    ОтветитьУдалить
  10. О той, которую основал Христос, а не о тех которые "натворили" люди.

    ОтветитьУдалить
  11. Ах

    А вы читали Нагорную проповедь, все эти угрозы и наставления ?

    И что по поводу 10 заповедей к ним ?

    ОтветитьУдалить
  12. Мы служим не букве, а духу. Хотя не хотелось бы сталкивать лбами Матфея и Павла и спорить, кто из них лучше понял Учителя. Быть христианином – это не слепо следовать всему, что в Евангелии записано, а стараться постичь суть учения. Если этой сутью является любовь – ясно, что она не совместима с рабским поклонением и исполнением заповедей из под палки.

    ОтветитьУдалить
  13. Вы сказали служим - служат слуги или рабы

    Не пытайтесь выбросить буквы, которые вам не нравятся - это было бы очень по христиански

    ОтветитьУдалить
  14. Я обязательно передам ваши замечания св. Павлу... но думаю, что такая возможность появится на так скоро, как бы хотелось.

    ОтветитьУдалить
  15. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  16. Jeremias, вы смешите

    Вся Библия пропитана ненавистью к грешникам

    То угрозы, то расправы

    Вся эта история началась с того, что Адам соврал Богу

    Вы - рабы Бога, он делает с вами что хочет, он может наказать вас за то, что вы посмели его обмануть

    Большая Жирная Точка

    ОтветитьУдалить
  17. Каждый имеет право на свое мнение. Жаль только, если оно основано на весьма поверхностных знаниях.
    Я может быть и "раб", хотя служу моей госпоже - Истине, не по принуждению, и не жду, что меня погладят по головке.

    ОтветитьУдалить
  18. Jeremias, Библия - это обман хороших людей

    Вам нравится там про любовь, про прощение

    Но ваш ум попадает под контроль авторов Библии и вы читаете там не всё, вы просто не замечаете все буквы

    Почему я вижу ненависть и преследования за изобретённые собой грехи, а вы нет ?

    ОтветитьУдалить
  19. Я не вижу? Уж поверьте – я много чего вижу: и ненависть, и вражду на национальной и религиозной почьве, и распоряжения по проведению этнических чисток... список «преступлений Бога перед человечеством» можно бы было продолжать...
    Каждый может найти в Библии то что ему больше подходит – и верить в это на здоровье. Но то, во что я верю – это мое личное дело. Как в отношении к Библии, так и к Церковной Традиции я избираю «научный» подход (надеюсь вы прочитали статейку «теология и учение Церкви»). И на страницах этого блога я хочу поделится не своей верой, а своими «научными» изысканиями в этой области, как мне кажется непредвзятыми и довольно критическими.

    ОтветитьУдалить
  20. Буквы - это источник информации

    Вы не просто верите, вы избирательно составляете предмет своей веры

    ОтветитьУдалить
  21. "изобретательством" занимамались отцы Вселенских Соборов, а я - человек маленький, я просто хочу понять то во что верю, или то, что мне предлагают как предмет веры.

    ОтветитьУдалить
  22. Вы исключаете факты, Jeremia - сказанное в Библии

    ОтветитьУдалить
  23. Что вы думаете по поводу того, что я сказал об ИИ ?

    ОтветитьУдалить
  24. Лично мой интеллект не искуственный а натуральный. ИИ - это пока из области фантастики. Вы наверное имеете в виду "приобретенный" интеллект. Это как у Аристотеля: активный и пассивный. а еще больше у его коментаторов: Александра Афродесийского и Моисея Маймонида - очень интересные соображения.

    ОтветитьУдалить
  25. Jeremia, а как функционирует натуральный интеллект

    - как вам приходит последовательное ?

    - как вам приходит совершенно новое, но осмысленное, а не бред ?

    ОтветитьУдалить
  26. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  27. Безусловно - есть интеллекты, которые образовались сами

    Но не надо превозносить их - у каждого интеллекта есть схемы функционирования

    Они то, что получилось, благодарю тому, что сделало это возможным

    ОтветитьУдалить
  28. Поскольку мозг мой работает не на жидких кристаллах, а на живых клетках, поэтому и интеллект не искуственный, а натуральный. Что касается "схем функционирования" то это называется логикой, которую должен поучить каждый, кто хочет заниматься мышлением и отфильтровывать "бред".

    ОтветитьУдалить
  29. До того, как содержания приходят в сознание, информация обрабатывается согласно определённым схемам

    О схемах - речь об этом

    Обратите внимание - всех столь много и все выбирают разное - почему это так ?

    Одно из того, что делает всех различными - содержания, которые приходят в сознание

    Содержания, рождённые по схемам таковы, что процессы в сознании не зависают - у каждого плучается своё

    ОтветитьУдалить
  30. Jeremia, я пишу наш разговор в моих блогах, вы не против ?

    ОтветитьУдалить
  31. ...не против, хотя я подозреваю, что мы говорим на разных языках.

    ОтветитьУдалить
  32. Просто всё совсем иначе, чем было в вашей голове

    Ваши мысли и ваш язык созданы для того, чтобы вам не было грустно, чтобы вам было интересно

    ОтветитьУдалить