Истина и тоталитаризм

Познание истины возможно только при взаимодействии двух сфер человеческого естества – воли и разума. Воля доставляет желание познавать и стремление искать истину; разум – а точнее мышление (т.е. способность разума переваривать информацию и делать выводы) делает это познание вообще возможным. Поэтому образование должно учить человека мыслить, а не попросту загружать его разум информацией.

Опасность всякого рода тоталитаризма не только в том, что он ограничивает доступ к информации, запрещая все, что может подорвать основы господствующей идеологии, но и в том, что он подавляет волю. Ситуация, когда за тебя думает и решает кто-то другой не способствует не только развитию способности мышления, но и самому желанию мыслить (каждый кто родился под знаком "совка" знает это из личного опыта). Для человека же свободного, мышление это не только хобби, но и жизненная необходимость. Человек (субьект познающий) должен быть воистину свободным и неограниченным в выборе путей и способов познания. Такие ограничения могут быть двух видов: внешние (всякого-рода давление господствующей идеологии), и внутренние (например, такие императивы воли как «принципы». «Принципиальный» человек ограничевает сам себя). Говоря «тоталитаризм» я имею в виду не столько политическую, сколько религиозную систему. «Тоталитарными» могут быть не только секты, но и «церкви» использующие идеологию в своем вероучении. Таким образом, чтобы познавать истину нужно быть свободным, в том числе и от всякого рода религиозных «убеждений».

14 комментариев:

  1. Мне кажется, что в церковь как раз идут те, кто не хочет жить своим собственным умом. Те кто хочет что бы им дали не только цель в жизни, но и регламентировали детально, а главное на кого было бы возможно спихнуть вину если вдруг что-то пойдёт не так.
    Не встречал я ещё церки, свободной от убеждений. А если такая и существует, то это и не церковь вовсе.

    ОтветитьУдалить
  2. Церкви такие какими их делают люди, как и государства. Можно эмигрировать, а можно преобразовывать их изнутри. Я отношусь к последним.

    ОтветитьУдалить
  3. С определением "Церкви" не согласен - это все-таки не стадо...
    А что предпринимаю - все, на что по немощи моей способен, например этот блог...

    ОтветитьУдалить
  4. Заповеди - для рабов, Церковь - для свободных.

    ОтветитьУдалить
  5. О той, которую основал Христос, а не о тех которые "натворили" люди.

    ОтветитьУдалить
  6. Мы служим не букве, а духу. Хотя не хотелось бы сталкивать лбами Матфея и Павла и спорить, кто из них лучше понял Учителя. Быть христианином – это не слепо следовать всему, что в Евангелии записано, а стараться постичь суть учения. Если этой сутью является любовь – ясно, что она не совместима с рабским поклонением и исполнением заповедей из под палки.

    ОтветитьУдалить
  7. Я обязательно передам ваши замечания св. Павлу... но думаю, что такая возможность появится на так скоро, как бы хотелось.

    ОтветитьУдалить
  8. Каждый имеет право на свое мнение. Жаль только, если оно основано на весьма поверхностных знаниях.
    Я может быть и "раб", хотя служу моей госпоже - Истине, не по принуждению, и не жду, что меня погладят по головке.

    ОтветитьУдалить
  9. Я не вижу? Уж поверьте – я много чего вижу: и ненависть, и вражду на национальной и религиозной почьве, и распоряжения по проведению этнических чисток... список «преступлений Бога перед человечеством» можно бы было продолжать...
    Каждый может найти в Библии то что ему больше подходит – и верить в это на здоровье. Но то, во что я верю – это мое личное дело. Как в отношении к Библии, так и к Церковной Традиции я избираю «научный» подход (надеюсь вы прочитали статейку «теология и учение Церкви»). И на страницах этого блога я хочу поделится не своей верой, а своими «научными» изысканиями в этой области, как мне кажется непредвзятыми и довольно критическими.

    ОтветитьУдалить
  10. "изобретательством" занимамались отцы Вселенских Соборов, а я - человек маленький, я просто хочу понять то во что верю, или то, что мне предлагают как предмет веры.

    ОтветитьУдалить
  11. Лично мой интеллект не искуственный а натуральный. ИИ - это пока из области фантастики. Вы наверное имеете в виду "приобретенный" интеллект. Это как у Аристотеля: активный и пассивный. а еще больше у его коментаторов: Александра Афродесийского и Моисея Маймонида - очень интересные соображения.

    ОтветитьУдалить
  12. Поскольку мозг мой работает не на жидких кристаллах, а на живых клетках, поэтому и интеллект не искуственный, а натуральный. Что касается "схем функционирования" то это называется логикой, которую должен поучить каждый, кто хочет заниматься мышлением и отфильтровывать "бред".

    ОтветитьУдалить
  13. ...не против, хотя я подозреваю, что мы говорим на разных языках.

    ОтветитьУдалить