О иконопочитании


Знаменитый иконоборческий спор с 726 по 842 год, терзавший Византийскую Импермию и всю Восточную Церковь, окончился «победой православия» - т.е. восстановлением культа икон. Важной вехой в этой истории был II Никейский Собор (787), созванный императрицей Ириной, на котором были определины основные положения иконопочитания: иконы можно «почитать», но уж никак нельзя им «поклоняться» (или наоборот?).

Разница заключалась в двух глаголах: προσκυνέω и λατρεύω (ср. Орос 15-16).

Запад, в конце концов, принял это учение, но первоначально Поместный Собор в Париже под предводительством Карла Великого отверг эту новую восточную «ересь», как говорят, из-за недорозумения – западные «варвары» не поняли разницы между этими греческими термнами и перевели оба как adoro. Но так ли тупы были эти варвары? Может быть, ошибка заключается в самих терминах? Так или иначе, Библия запрещает обе формы почитания: «не поклоняйся (ού προσκυνήσεις) им и не служи (μη λατρεύσης) им...» (Исх 20:5) (ср. также Мт 4:10; Лк 4:8).

9 комментариев:

  1. а сейчас, в провославии, поклоняются или почитают иконы? если почитают, то в чем выражается почитание иконе?

    ОтветитьУдалить
  2. Одно дело - официальное учение Церкви, другое - то как это выглядит на практике. Внешне это "почитание" действительно выглядит как идолопоклонство.

    ОтветитьУдалить
  3. Что в православии, что в католичестве есть и почитатели икон, и есть и поклонники.
    Вот это ещё один пример когда учение церкви существует как бы отдельно от самой церкви.

    ОтветитьУдалить
  4. ждать слез от икон, а затем этим миром лечиться - почитание или поклонение?
    опять повторюсь чем отличается почитание от поклонения?

    ОтветитьУдалить
  5. Библия, как я заметил, запрещает обе формы культа, так что – разница между ними невелика, но Отцы II Никейского собора посчитали, что разница существует и притом принципиальная. По крайней мере культ λατρεία может относится только к Божественной Сущности, а не к образу. В сумме, не в терминологии дело... 16 пункт Ороса оканчивается словами Василия Великого: «Почитание образа относится к прототипу», с добавлением: «кто почитает образ, тот отдает почтение Сущности, которую образ представляет» и это главное. Для западной духовности эти слова тоже небыли понятны – там образы играли роль «Библии в картинках» - пособие для малограмотных, и никому в голову не могло прийти, что им можно «поклонятся». В сумме, это как с Библией – можно ее читать (и нужно), а можно – поставить ее на пьедестал и воскуривать перед ней фимиан. А «читать» можно и икону, если она хорошо «написана». Навеное в этом и заключается разница...

    ОтветитьУдалить
  6. говоря прямо, вы имеете в виду, то что происходит сейчас в церквях можно признать как ересь?

    ОтветитьУдалить
  7. Думаю, что большинство священников, не говоря уже о верных, не читало Материалы Вселенских Соборов. Конечно "незнание закона не освобождает от ответственности", но всеже...

    ОтветитьУдалить
  8. хорошо. тогда такой вопрос. как комментируют ситуацию авторитеты, допустим православия, когда церковь идет вразрез с указанием "не сотвори кумира".
    надеюсь, я вас не утомил своими вопросами

    ОтветитьУдалить
  9. Тоже хотелось бы знать... но мое дело - изыскивать "артефакты", а не оценивать ситуацию, а уж тем более - осуждать кого-либо.

    ОтветитьУдалить