Испытывать страдания не хочется ни одному из нормальных людей, и ничего удивительного нет в том, что человек как разумно, так и инстинктивно желает избежать страдания, воспринимая его как зло, с которым нужно бороться. Благодаря этому развивается не только медицина, но и философско-религиозная мысль. Но если врач старается ликвидировать боль лекарственными препаратами, религиозный мыслитель пытается постичь смысл страдания. Невозможно же, чтобы то, что, так или иначе, касается каждого человека, совсем не имело никакого смысла. Страдания, например, очищают карму или являются наказанием за грехи (вообще являются последствием первородного греха), духовно соединяют со страждущим Христом или являются испытанием веры… Страдания можно принимать как Божью волю или пытаться с ними бороться, противясь этой воле... или может быть Божья воля именно в том, чтобы бороться и побеждать?
Разум, безнадежно пытающийся найти спасение в мечтах, придумал нематериальную душу – субстанцию не подверженную боли и страданию, а значит и разложению и как следствие – бессмертную. Все это – реакция на боль и желание во что бы то ни стало ее избежать, а уж, по крайней мере, представить ее как временное явление. Да, можно умирать, судорожно сжимая в холодеющих руках «Апологию Сократа», с надеждой, что по ту сторону тебя ждет нечто лучшее (или, по крайней мере, нечто), и это «нечто» должно быть вечным.
Нет, господа, страдания имеют намного более банальный смысл. Они открывают нам правду о нашей экзистенции – мы не вечны. Мы смертны и наше существование – хрупкое и шаткое. Стезя нашей жизни неумолимо приводит к смерти. Это – правда о нашей человеческой природе и ее нужно принять как таковую, независимо от того нравится она нам или нет. И глупо называть страдание «злом» - знать правду о своей природе – это самое настоящее добро (кстати, это не моя мысль – не хочу, чтоб меня обвинили в плагиате – зачерпнул я ее как ни странно, ни у какого-нибудь философа-материалиста, а у вполне правоверного христианина – св. Иринея Лионского в «Adversus haereses»).
Материалист сделает из этого соображения однозначный вывод... человек же верующий в Бога (а не в «бессмертную душу»), поймет, что жизнь хотя и не принадлежит нам по природе, может, однако стать нашим достоянием, если мы обратимся и соединимся с ее Подателем – с Причиной и Источником всякого существования.
Может то, что вы называете «душевными страданиями» - еще одно доказательство того, что и душа тоже подвержена разложению, хотя все это т.н. «душевное» может иметь чисто соматическое происхождение... Я лично, как противник всякого дуализма, отрицаю дуализм души и тела (особенно в банальной модели Рене Декарта) и принимаю человека как психо-физическое единство.
ОтветитьУдалитьВы поставили много вопросов – это знак того, что вы серьезно задумались над проблемой – а значит – моя цель достигнута. Желаю успеха в поиске ответов. Льюис – хороший помощник в этом деле, но не единственный.
Lesyunya, не могу комментировать твой блог.
ОтветитьУдалить