Почему именно семь?

Босх «Семь грехов»

Человек, не посвященный в церковную традицию о существовании «семи грехов» может знать разве что из фильма Дэвида Финчера «Seven» (1995 г.) с Брэдом Питтом и Морганом Фримэном. Чтобы вычислить маньяка-убийцу героям фильма приходится углубляться в аркана теологии, и думаю, что сущность (материю) этих семи грехов они познали отлично. Меня же всегда интересовало происхождение этой традиции. Почему этих грехов именно семь (неужели это только дань уважения священному числу), и почему они выступают именно в таком наборе (разве нет других пороков достойных внимания, или скорее – порицания)?

По идее, главным источником этой традиции должна была бы быть Библия. В Евангелии мы действительно находим нечто, что может служить таким источником. Например «семь бесов, изгнанных из Марии Магдалены» (см. Лк 8:2; Мк 16:9) вполне могут претендовать на аллегорию семи грехов. Подобная история с «другими семью злыми духами», которые поселяются в человеке, после изгнания одного (см. Мф 12:45; Лк 11:26), хотя в этом случае – в сумме этих бесов получается восемь (может быть, поэтому Эвагрий и Иоанн Лествичник говорят о восьми грехах?). В любом случае – аллегория слишком натянута, потому-как говоря о грехах открытым текстом, без аллегории, Иисус упоминает далеко не семь таковых: «... злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство ...» (Мк 7:21-22; Мф 15:19-20). У Петра их немного меньше: «... злоба, коварство, лицемерие, зависть, злословие ...» (1 Петр 2:1), а у Павла несравненно больше: «...прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5:19-21). Для иллюстрации такого количества грехов и «Сада земных наслаждений» Босха будет мало. Почему же церковная традиция (начиная с Григория Двоеслова) обращает внимание только на семь (из которых, кстати, не все находятся в этих списках)?!

Как ни странно, но традиция семи грехов совсем не христианская! Согласно изысканиям проф. Зелинского, корни ее уходят в гностическую астрологию и связаны с верой в планетарных богов (архонтов), оказывающих свое влияние на человеческие души, а, как известно, древние знали только семь планет. «Сервий, древний комментатор Вергилия (к кн. VI 714 Энеиды), обьясняет, что душа человека, проходя для воплощения через планетные сферы, заражается от медленного Сатурна вялостью (лень), от властолюбивого Юпитера спесью (гордыня), от воинственного Марса вспыльчивостью (гнев), от прелестницы Венеры сладострастием, от корыстолюбивого Меркурия жадностью, (далее Зелинский дополняет:) от всепожирающего Солнца обжорством, от бледной Луны завистью» (Ф. Ф. Зелинский, Гермес Трижды-Величайший).

И кто бы мог подумать!

9 комментариев:

  1. Интересно теперь узнать, как семена гностического учения попали в христианство - через ограниченное знание планет, т.е. через астрономию?

    ОтветитьУдалить
  2. Христиане многое переняли из языческой культуры, и учение о грехах приняли вместе с целым пакетом нравственной доктрины, не подозревая куда ведут ее корни.

    ОтветитьУдалить
  3. А вот иллюстрации к семи грехам!
    http://my.opera.com/U-2/albums/

    ОтветитьУдалить
  4. Однако к некоторым названиям грехов требуется довольно подробная расшифровка. Например что значит "лихоимство"? или чем "блуд" отличается от "прелюбодеяния"? или как понимать "нечистоту"?
    В современном восприятии эти слова звучат пафосно но бессмысленно.

    ОтветитьУдалить
  5. Расшифровка действительно пригодиласьбы... просто некоторые названия слишком архаичны. "Лихоимство" - на сколько я знаю - это взятие "лихвы" - т.е. процентов от заема, то чем занимаются все банки. "Прелюбодеяние" - супружеская измена, в то время как "блуд" - либо проституция, либо просто разгульная жизнь, а "нечистота" нуждается в уточнении: может быть "ритуальная", может быть "сексуальная" и т.п. К сожалению, многие не понимая различия - суют все в один мешок...
    Главное - что все это не суть важно. Вера это не борьба с грехами, а стремление к святости, а это немного разные направления.

    ОтветитьУдалить
  6. а о добродетелях можете написать медитацию...против каждого ли греха есть добродетель?

    ОтветитьУдалить
  7. О том, почему 7, а не 8 и не 6, задумался еще Фурье, а в 1822 году ответил на этот вопрос. Оказывается, это происходит потому, что реальный предмет нельзя разрезать без остатка на две части. Всегда будет оставаться некоторая часть, названная им i. Так если мы вздумаем разрезать яблоко пополам, у нас ничего не получится - ибо на ноже, пусть даже самом остром, останется третья доля i от яблока. Эта мысль привела естествоиспытателя Фурье к идее трехчастной основы деления. Троице. Не вдаваясь в суть, всякий предмет можно представить в виде трех частей, собственно предмета и двух его частей внешней и внутренней. Поэтому, разделяя любое на части, мы обязательно столкнемся с семью его частями. Это объяснение абсолютно не научно, но оно единственное, которое объясняет не только разложение нот, но и цветов радуги, а разложение солитона, как математического объекта, также дает семь гармоник.

    ОтветитьУдалить
  8. О том, почему 7, а не 8 и не 6, задумался еще Фурье, а в 1822 году ответил на этот вопрос. Оказывается, это происходит потому, что реальный предмет нельзя разрезать без остатка на две части. Всегда будет оставаться некоторая часть, названная им i. Так если мы вздумаем разрезать яблоко пополам, у нас ничего не получится - ибо на ноже, пусть даже самом остром, останется третья доля i от яблока. Эта мысль привела естествоиспытателя Фурье к идее трехчастной основы деления. Троице. Не вдаваясь в суть, всякий предмет можно представить в виде трех частей, собственно предмета и двух его частей внешней и внутренней. Поэтому, разделяя любое на части, мы обязательно столкнемся с семью его частями. Это объяснение абсолютно не научно, но оно единственное, которое объясняет не только разложение нот, но и цветов радуги, а разложение солитона, как математического объекта, также дает семь гармоник.

    ОтветитьУдалить