О реинкарнации


На эту тему написано сотни или даже тысячи книг и научных работ, и думаю, что мое скромное мнение в этой сфере революции не сделает. Но свою мысль все-таки постараюсь выразить.

Когда мы говорим о реинкарнации, почему-то всегда обращаем свое внимание на религиозные учения Востока, в то время как это учение имело своих последователей также в древней Европе. Достаточно вспомнить Пифагора или Платона – философски обосновавших эту «веру». Кроме великих философов эти убеждения разделяли также древние кельты, о чем свидетельствует Юлий Цезарь, сам кстати – эпикуреец-атомист. Наверняка европейская вера в реинкарнацию и ее восточные аналоги имеют свои различия (как многолико и само понятие «души»), но с уверенностью можно сказать то, что все эти учения имеют общие корни, до которых можно докопаться.

Для Пифагора и всех его многочисленных последователей (в том числе всякого-рода гностиков), душа – как божественный элемент, замкнутый в неволю материи, не имела другого выхода, как заново перерождаться в смертных телах, до тех пор, пока ей не удастся освободиться из заточения с помощью нравственного и физического очищения практикуемого в среде посвященных в религиозно-философские мистерии.

Гермес Трисмегист может претендовать на звание предтечи теории эволюции – у него души проходят цикл переселений от пресмыкающихся, через тварей водных, земных и воздушных до человека, а далее – становятся демонами и богами (но если душа, будучи в человеческом теле остается порочной, то не «причащается Благу» и снова повторяет весь цикл перерождений). Для Платона, реинкарнация была еще и главным элементом теории познания – человек не познает, а вспоминает то, что ранее видел в мире идей. Большинство адептов реинкарнации (включая современных), видят в реинкарнации основной принцип справедливости. Это учение, как кажется, идеально отвечает на вопрос «откуда зло?» и объясняет страдания как наказание за грехи совершенные в прошлой жизни (уже другой вопрос: можно ли назвать справедливостью наказание за фактически чужие преступления?).

Так или иначе, все эти попытки придать реинкарнации глубокий смысл – продукт цивилизации. Вместе с развитием человеческой мысли развивалась и идея реинкарнации. Кое-кто отказался от переселения в животных, а кое-кто вымыслил целую цепь перерождений, включающую наиболее экзотические виды. Более цивилизованные народы старались придать этой вере более осознанное объяснение. Но в начале этой эволюции лежит все тоже первобытное верование, называемое тотемизм. Согласно этому верованию, каждое племя первобытных охотников (или каждый его представитель) имело своих «родственников» в царстве животных. После смерти человек перерождался в облике этого животного, и соответственно – наоборот. Вот в сумме и вся философия.

2 комментария:

  1. На самом деле есть мнение, что Пифагор свою философию позаимствовал на Востоке. Есть легенда, что в молодости он много путешествовал и учился у халдеев и у брахманов.

    ОтветитьУдалить
  2. Навеняка позаимствовал в Орфических или Дионисианских мистериях... но это не важно

    ОтветитьУдалить