Как лечить глупость?

Босх – личность незаурядная, весьма занимательная и, безусловно – одна из самых таинственных. Принадлежал ли он к какой-нибудь тайной организации, хранящей секреты древности? Являются ли его произведения зашифрованными посланиями? Так или иначе, работы для «взломщиков кодов» в его произведениях предостаточно.

Поделюсь своими мыслями, возникшими при созерцании образа «Лечение глупости», или точнее: «Извлечение камня глупости». Не нужно быть гением, чтобы понять, что произведение это аллегорическое. Три особы, собравшиеся вокруг пациента – символизируют три науки, или «три сферы мировой философии», о которых я уже говорил в связи с Гермесом Трисмегистом. Джентльмен с лейкой на голове, производящий операцию – лекарь-алхимик, символизирующий ученого-практика. Дама (возможно монахиня) с книжкой на голове – несомненно, философия. На это указывает не только книга (источник теоретических знаний), но и тот факт, что эта особа – женщина, к тому же – немолодая, созерцательный взгляд которой полон мудрости. Сразу на мысль приходит Боэций со своей «Философией-утешительницей». Если эта особа действительно монахиня – это еще и символ отрешенности от мирских проблем – добродетель, которую должен практиковать каждый философ. Господин в черном (уже наверняка монах) – символизирует теологию, а точнее религиозную практику. И хотя в руке его не евхаристическая чаша, а сосуд иного назначения, можем не сомневаться в том, что внутри него – чудодейственный бальзам, чем бесспорно является вера. Не могу понять, что там лежит на столе – может быть это важный элемент, без которого аллегория не может быть раскрыта до конца…

Занимает, однако, и само название картины: «Извлечение камня глупости». Мы привыкли считать, что глупость – это отсутствие мудрости, и ее нельзя удалить. Но это далеко не так. Глупость это не изначальное состояние человеческого разума (tabula rasa), но, как и мудрость – нечто приобретенное. Камень глупости, образовался в мозгу пациента (как образуются камни в почках) в результате нездорового для разума образа жизни. Разум атрофируется, если его не использовать по назначению, как и каждый другой орган. Но, согласно автору образа – еще не поздно бедняге помочь. Необходимо хирургическое вмешательство. Может быть таким вмешательством является мощный экзистенциальный стресс, заставляющий пациента, наконец, задуматься над смыслом своего бренного существования? Но самого только стресса (практического опыта), как видно недостаточно – для полного излечения ему должны сопутствовать знание и вера, иначе – операция не принесет желаемых результатов.

В любом случае, не хотел бы я оказаться на месте этого бедняги.

15 комментариев:

  1. не я вам так скажу камен глупасти следуют у нашых политиков извлеч !!! потомушу ето ж капец !!!и вООбще теори о том что глупасть ето результат дурного обрза мышление очень неплох. ето надо розвить!! такчто уважаемый еремия надо вам розвить теори по поводу причини глупасти ! респект!!!;)

    ОтветитьУдалить
  2. Мне кажется (по наблюдениям из жизни), что глупость - это скорее результат воспитания.
    Конечно, есть определенные задатки, данные человеку от рождения, и распределены они между нами неравномерно (см. притчу о талантах), но все же некоторые люди глупы не по природе, а либо в силу собственной лени и нежелания развиваться, либо же (что чаще всего) в результате скудного воспитания. То есть подобное порождает подобное. Родители, которые "не семи пядей во лбу" и соответственно не прививают своим чадам банальное "разумное, доброе, вечное", взращивают глупость в чистом виде. И камень глупости в первую очередь надо удалить у таких воспитателей.

    ОтветитьУдалить
  3. А политиков оставьте в покое... идея, что государством должны управлять философы - умерла вместе с Платоном... и может быть оно и к лучшему. Политика - искуство компромиса, а философ не может отступится от своих убеждений и всегда будет диктатором.

    ОтветитьУдалить
  4. Figyra Bosxa kyda bolee tainstvennej Leonarda, da i tvor4estvo jego zagado4nej. Dlia Bren Daynov zdes rabotu nepo4atuj kraj... Va6a interpretacija Ir interesna, soglasen, 4to ee neobxodimo istolkovuvat v allegori4eskom kly4e, tak kak eto vedys4ij xyd metod dla srednivekovja.Odnako 4tob pravilno istolkovat ny*no znat simvoli4eskij kod v kotorom sozdavalos dannoe proizvedenije. No eto v tom sly4aje jesli ne razdelaje6 postmodernuj relativizm,Bosx *e jego to4no ne prider*ivalsa, a zna4it za svoim tvorenijem jedinuj smusl. Eto ja k tomy, 4to porulsa ja v literetyre posvis4ennoj Bosxy, i vnej rassmatrivajyt podobnyjy operacijy kak 6arlatanstvo.Govorat o tom, 4to v srednivekovje bulo mnenije, 4to slaboymeje proisxodit ot zatverdenija mozga. Nadpis na kartine: "Master, ydali kamen. Menia zovyt Lybbert Das." Imia Lybbert naricatelnoje obozna4ajet slaboymnogo (vot tolko nemogy poniat s kakogo jazyka latinskogo ili drevne nederlandskogo). Na golove y lekaria voronka - simvol obmana, a iz golovu pacijenta proizrostajet tylpan, 4to svidetelstvyjet tak *e ob obmane. Kstati, kak govorat specialistu, tot element, kotoruj le*it na stole i vu ne smogli razobrat - eto to*e tylpan. Togda mo*et but glypost sostoit v tom, 4to lydi poddajytsa na oferu?
    A na s4et filosofov mogy skazat, to 4to jest odin variant kogda oni sami mogyt s 4istoj sovestjy poddatsia diktatyre - jesli dektator Istina.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за комментарий. Очень ценные соображения и я признаюсь, что не спец в средневековой символике... да я и неутвеждал, что "раскрыл код Босха", а только раскрыл свои мысли этим образом навеянные...
    Но у меня к вам большая просьба - найдте все-таки русскую клаву.

    ОтветитьУдалить
  6. Т.е. науки, которые я распознал как философию и теологию, в замысле автора были – хитрология и обмановеденье. Что ж, от одного до другого – один шаг. Вопрос в поставленной цели – либо хочешь познать истину, либо – набить карманы.
    Что до философов на службе диктатуре, сразу вспоминаю Хайдеггера, который пробовал давать советы Гитлеру. Может хорошо, что Фюрер не захотел слушать философа – тот предлагал ему быть еще более радикальным. Плохо когда философ обманывает других, но еще хуже – когда обманывает себя.

    ОтветитьУдалить
  7. K so*alenijy rysskoj Klavu net!!!

    Va6i musli na temy obraza Bosxa xoro6i, oni mne bol6e nraviatsa ne*eli to, 4to ja na6el v drygix isto4nikax po etomy povody. Oni mne imponiryjyt pozitivnum kly4om istolkovanija. No ja xotel podniat drygyjy problemy - problemy ponimanija, a ne naviazat vam etot variantrazymenija kartinu. Tem boleje,4to istennogo ja ne znajy!!! Objasniu popodrobneje. Komunikacija sover6ajetsia posredstvom znakov. Znaki - eto vse 4to nas okry*ajet ot doro*nogo znaka, ode*du, *estov, do slov i fyndamentalnux tekstov kyltyru, bud - to kartinu, myzuka, xydo*estvennuje ili filosofskije tekstu. Koro4e, znaki - eto mir ves4ej in faktov, i vnekotorom smusle samo Butijo - eto znak.
    Ponimajemost etix znakov realizyjetsia v sisteme kodov. Vne etoj sistemu znak Ni4to. Simvol - eto polisemi4nuj znak, dla kotorogo, vu6enavedennoje yslovije ponimajemosti, jes4o bolee kategori4no. Itak, 4tob poniat 4to-to, v dannom sly4aje obraz Bosxa, nado jego dekodirovat. Eto vozmo*no tolko v tom sly4aje, jesli mu polzyjemsia toj *e sistemoj koordinat, 4to i avtor, i s4itajem, 4to on xotel 4to - to nim peredat. Interpretiryja 4to libo, mu govorim (ne vsegda eto artikyliryja), 4to "X" peredajet sledyjes4eje... i dogovarivajem eto sledyjys4eje za avtora. Pri etom mu staratelno dokazuvajem znakami samogo *e "X", 4to on xotel skazat. Naprimer, esli eto tekst biblejskij mu govorim: " slovo xxx nado ponimat v takom kontekste tak, potomy 4to v paralelnom meste ono ypotreblejetsa tak-to". Esli mu issledujem etnografi4eskij material, mu govorim: "takoj-to narod predstavlal sebe kosmos tak, potomy 4to v mife takom-to govoritsia sledyjys4ije..." Esli eto kartina, to mu govorim, 4to zdes izobra*ejetsia obman potomy, 4to tylpan odozna4ajet obman." I v eto krygovorote interpretacij pobe*dajet tot, kto ly46e soslalsa na avtora i jego kyltyrnuj kryg. No 4to delat, esli odin i tot *e simvol (a oni imenno bot takije kovarnuje) ozna4ajet protivopolo*nuje ves4i? Primer s na6im tylpanom. On bul zavezon v Evropy v 1554 gospodinom Ogje de Bysbekom iz Tyrcii, a tyda on popal so svojej rodinu - Persiji. V etix mysylmanskix stranax tylpan polzovalsa bol6in po4etom - bul simvolom lybvi, i mnogije poety delali jego pridmetom svoix vosxis4enija. No tyt paradoks popav v xristianskyjy Eevropy - vdryg stal simvolom obmana, a krome etogo fynkcioniroval v etoj *e Evrope v blagorodnoj ipostase - lybvi i vsem, 4to s etim sviazano na gerbax y rodovitux dvorian, i na ystax poetov. Krome togo lybitelami tylpanov buli takije li4nosti kak kardinal Re6elje, Lydovik XVI, Volter i dr.
    Vopros sostoit v tom, po4emy etot cvetok preobrel negativnyjy konotacijy? Istori4eskij otvet ja na6el poka 4to tolko odin: v Nederlandax (rodina Bosxa), tylpan preobrel osobyjy popylarnost, i stal predmetom torgovli. Kstati v to vremia slovo tylpan na varvarskom jazuke bulo sinonimom deneg. Na tylpanax delali sostojanija vse komy ne len. No v odin prekrasnuj den, pravitelstvo priznalo torgovly lykovicami tylpanov na bir*e nezakonnoj, 4to v svojy o4ered otrazilos na ekonomi4eskom polo*enii, kak pravitelstva, tak i gra*dan. Vot vam i obman!!! (A gospodiny Sanmarko otve4y, 4to iz etogo primer vidno, 4to politiki sovsem ne ny*dajytsa v operaciji na pridmet kamnia glyposti. Oni mo*no skazat, otle4ajytsa osobogo roda mydrostjy, o 4em vu navernoje sami smogli ybeditsa i iz svojego *e li4nogo oputa!)
    Nu vot i gadajte lybiteli tvor4estva Bosxa, kokoj kod ispolzoval on v svojej kartine!!! I gde zerna, a gde plevel?
    A ved razgadka jest, i dol*nu but metodu pri pomos4i kotorux mu smo*em vskrut sekretnuj lar4ik!
    No 4tob jego re6it, ny*no but materum xakerom i mnogo nado tryditsia!
    Zadanije na bydys4eje primerno sledyjes4eje, nado otvetit na voprosu:
    1)imejet li kod odin objektivnuj smysel (istena) ili ix beskone4noje mno*estvo?
    2)Mo*et li but prome*yto4noje sostojanije - polyistina?
    3)kakovu metodu opredelenija smusla(istinu), i vozmo*nu li oni voobs4e? 4em obyslovleno posti*enije smusla?
    4)Kakova rol v etom processe avtora?
    5)Kakova rol interpretatora?
    6)kak oni vzaimodejstvyjyt dryg s drygom?....................
    Koro4e, ponimajem, no 4to mu ponimajem?

    ОтветитьУдалить
  8. Xm, slovil seba na o6ibke i dol*en seba ispravit!!!!! nelzia sruvat nespeluje plodu!!! Bosx ymer 1515 gody, a tylpanu pojavilis v Evrope v 1554!!!!!!!! Poetomy vse mojo objasnenije negativnoj konataciji simvola tylpan, isxodia iz aferu golandskogo pravitelstva ne pla6et.
    Nesmotra na eto, Bosx mog znat tylpanu, i srednivekovja ix znalo iz opyta krestovux poxodov. Navernoje zdes i nado iskat negativnoje zna4enije tylpana, isxoda iz vstre4i s arabskoj kyltyroj.

    ОтветитьУдалить
  9. для тех у кого нет русской раскладки клавиатуры существует полезный сервис http://translit.ru/

    ОтветитьУдалить
  10. спасибо за ссылку!!

    ОтветитьУдалить
  11. Согласен с комментарием про таинственность и загадочность работ Босха. Ни Леонардо, ни Дали, ни другие художники не вкладывали столько сакрального символизма.
    Видимо, только Босх знал один весь смысл своих работ.
    Нам остается только гадать.

    ОтветитьУдалить
  12. Забавно. Вы полагаете, что разум - это орган? Почему, если не секрет?

    ОтветитьУдалить
  13. это аллегория как и сам образ Босха

    ОтветитьУдалить
  14. Добрый день. замечательная статья, спасибо огромное:-)
    viagra online
    ... Интересный сайт хорошо описали
    generic viagra

    ОтветитьУдалить