Христианство и платонизм 2

На протяжении христианской истории, внутри христианской веры появлялось множество способов реализации (переживания) этой самой веры. Такой способ называем «духовностью». Каждая духовность (как и идеология) имеет две сферы – соответственно: позитивную и негативную. Если позитивную сферу определяют формы отношения к Богу (молитва, жертва и т.д.), то негативную – специфический набор грехов, с которыми нужно бороться для осуществления высшей цели. Наверняка, самой популярной во все времена духовностью, пережившей множество модификаций, была (а для многих и остается) духовность, основанная на платоническом антагонизме души и тела, и действующая по принципу: «чем хуже телу, тем лучше душе».

Ничего удивительного нет в том, что негативную сферу этой духовности определяют такие грехи (из числа семи) как блуд (сладострастие) и чревоугодие – чисто «телесные» грехи.

«Блуд» понимается здесь не только как прелюбодеяние (т.е. супружеская измена), не только как беспорядочные сексуальные отношения (чем собственно и является «блуд») но – как сексуальное влечение вообще. Ясно почему – низменные животные инстинкты отвлекают человека от того, к чему он действительно должен стремиться – от горнего мира, который есть истинным вожделением души непорочной. И если человек действительно хочет достичь этих высот – должен бороться со своими инстинктами и всячески подавлять их.

«Чревоугодие» является таким же низменным пристрастием, как и блуд, уподобляющим человека скотине. Здесь тоже не ясно, где оканчивается еда и начинается чревоугодие. Являются ли грешниками гурманы, превратившие еду в наслаждение, или повара (а еще больше – кондитеры) вводящие народ Божий во искушение?

Кроме того, чревоугодие всегда выступает в паре с блудом – эти грехи являются взаимозависимыми: т.е. чем больше потребляешь жирной пищи – тем более возрастает сексуальное влечение, и наоборот – наилучшим средством борьбы со сладострастием является строгий пост и умерщвление плоти всевозможными аскетическими упражнениями, к примеру – самобичеванием (многие действительно верят, что такая связь существует). Конечно, если пост и бичевание как способ подражания Христу в какой-то мере оправданы желанием соединится со Христом в Его страданиях, то те же процедуры – как способ борьбы с сексуальным влечением абсолютно не имеют смысла, так как не только не дают нужных результатов, а как раз наоборот – еще более разжигают вожделение. Было бы интересно проследить, какое влияние оказала практика самобичевания на происхождение садомазохизма.

Но все это еще полбеды… Главная проблема этой духовности в том, что негативная сфера в ней почти полностью вытеснила сферу позитивную. Если в позитивной духовности на первом месте стоит путь к Богу, а уже на втором – устранение препятствий, то в этой духовности – главным является сама борьба с препятствиями, после преодоления которых, должен появиться Бог. Но появится ли Он? Поскольку эта духовность как-никак христианская – Бог в ней все-таки присутствует, но как элемент незначительный – без него вполне можно бы было обойтись (если, конечно, «богом» не является сама душа, но это уже не христианство). Бог должен появиться в финале – как тот, кто воздает по заслугам, но Его совсем не видно в процессе. Вся драма этой духовности разыгрывается внутри человека – между душой и телом, а не между человеком и Богом, как это должно быть в религии.

Парадокс в том, что сторонники этой духовности действительно считают, что, практикуя измождение плоти – ведут воистину «духовную» жизнь, в то время как ничего духовного в этой практике и нет – она сугубо материальна.

3 комментария:

  1. Новой воле учу я людей: идти той дорогой, которой слепо шёл человек, и хвалить её, и не уклоняться от неё больше в сторону, подобно больным и умирающим!
    Больными и умирающими были те, кто презирали тело и землю и изобрели небо и искупительные капли крови; но даже и эти сладкие и мрачные яды брали они у тела и земли!
    Своей нищеты хотели они избежать, а звёзды были для них слишком далеки. Тогда вздыхали они: «О, если б существовали небесные пути, чтобы прокрасться в другое бытие и счастье!» — тогда изобрели они свою выдумку и кровавое пойло!
    Эти неблагодарные — они грезили, что отреклись от своего тела и от этой земли. Но кому же обязаны они судорогами и блаженством своего отречения? Своему телу и этой земле.
    F.Nietzsche
    "Also Sprach Zarathustra"

    ОтветитьУдалить
  2. Да, наверное у меня и Ницше много общего - мы критикуем одну действительность, но разница в том, что он думал, что критикует христианство как таковое, я же критикую платонизм, желая очистить от него христианство.

    ОтветитьУдалить
  3. То "христианство" о котором Вы говорите, вовсе не Христианство! Здесь поизошла подмена Духовности - душевностью. Настоящей и единственной Целью Жизни Христианской жизни явлются Приобретение Плодов Духа. Во всех подробностях тут Нравственность и аскетика. Борьба со страстями, воспитание Плодов Духа и тут www.Bogoslov.com

    ОтветитьУдалить