Апология св. Павла

(христианство и платонизм 3)

Если платонизм пробрался в христианство благодаря Оригену и его ученикам, то тем, кто открыл ему двери настежь, считается св. Павел. Ключом же, открывшим эти двери, следует считать следующее изречение Апостола Народов: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:16-17). На первый взгляд, эти слова Павла определяют духовную жизнь как борьбу двух противоположных сфер человеческого естества, и от победы в этой борьбе зависит наше спасение: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6:8). Казалось бы, платоновский антагонизм души и тела – налицо, но так ли это? И если спасение заключается в победе «сильных духом» над своими «телесными слабостями», то зачем тогда Христос?

Настораживает уже тот факт, что Павел говорит здесь не о «душе» и «теле», а о «духе» и «плоти». Согласно же его антропологии, человек состоит не из двух, а из трех элементов: тело, душа и дух. И ни один из этих элементов не определяется как нечто негативное: «сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). Уже ясно, что «дух» - это совсем не то же самое, что «душа». Но и это еще не все: «тело» - это не всегда то же самое, что «плоть».

Позднейшие христианские теологи разделяли грехи на две категории, в соответствии с душевной и телесной сферами: грехи плоти – блуд и чревоугодие, а грехи души – гордыня, зависть, гнев и т.п. Но вот незадача, говоря о грехах, Павел все их называет «делами плоти» (Гал 5:19), даже «волшебство» и «ереси» (Гал 5:20). Таким образом, «вожделение плоти» - это совсем не обязательно греховные склонности, связанные с телесной сферой, а быть «плотским» это совсем не обязательно угождать своему телу: «если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» (Кор 3:3).

Похоже на то, что слово «плоть», употребляемое Павлом, как антоним «духа», символизирует не «тело», а целого человека – человека самого в себе, человека без Бога или Богу противного: «плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим 8:7). Именно поэтому, лишенная животворящего Духа, «плоть» «Царства Божьего не наследует» (1 Кор 15:50). «Плоть» и «дух» - тоже что «персть» и «небо»: «первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор 15:47-48).

Духовная жизнь, таким образом, заключается не в борьбе тела и души внутри человеческого естества, а в противостоянии «плоти» (человека) и «духа» (благодати Божьей): «но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9).

Хотелось бы еще обратить внимание на последовательность в этой духовной борьбе: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Мы же очень часто поступаем наоборот: сначала пытаемся справиться с «вожделениями плоти», думая, что, одержав над ними победу, начнем «поступать по духу».

Комментариев нет:

Отправить комментарий