Освободить Христа

(соображения, навеянные созерцанием образа…)


Люди уготовили Иисусу не только тот крест, на котором Его распяли (этот крест Он выбрал сам), но и тот крест, в котором Его «заточили» - т.е. «христианство», не то, которое Он нам дал, а то, которое мы придумали сами. Это «христианство» заключает Христа в рамки – рамки идеологии и догматизма, те рамки, из которых жаждет вырваться живая вера, жаждущая познавать саму себя.

Защитники догматов в свое время принятых Церковью уверяют, что догмат (т.е. истина, сформулированная в определении) не ограничивает теолога в его исследованиях, а наоборот – указывает исследователю правильный путь. Возможно, что это и так. Но защита догмата не защитит от догматизма (т.е. способа мышления, ограниченного определенными положениями). Догматизм – это уже идеология, а идеология – главный враг истины. Однако, обратная сторона медали, т.е. борьба с догматизмом, а как следствие – с догматом, ничуть не лучше. Это тоже идеология.

Теолог не должен мыслить догматически, превращая теологию в идеологию (что, к сожалению многие делают), не должен также во имя свободы исследований отрицать догматы – это тоже идеология, а, кроме того – противоречие, ибо безоговорочное отрицание догмата также является своего рода догматом.

Теология как наука не должна быть кабинетной наукой, а «проникнутым верой, стремлением к постижению веры», а поэтому не может быть догматической. Даже если догмат является истиной, истина эта не может быть абсолютной, ибо сформулирована она людьми: в определениях людьми придуманными, ограниченными уже не догматическим мышлением, а самой природой – поскольку ограниченным является сам человеческий разум.

«Освободить Христа», это значит постичь Его Истину, а не изо всех сил держаться определений, которые нам кажутся истинными.

P.S. Может быть, кому ни будь, этот образ навеет другие мысли?

12 комментариев:

  1. Довольно скользкую Вы выбрали тему! Рассматриваю Вашу статью как манифест свободы в теологических исследованиях,но не более!потому как каких-то позитивных указаний вы не даете.Может они будут в следующих публикациях?
    Предвосхищая их,подбрасываю интелектуальный уголь в бурный котел идео(теолг)логических размышлений.
    Мой главный тезис: свобода от догматизма в теологических исследованиях, так же как и обьективизм и независимость в любой другой области наук - это миф ( в положительном смысле). Мы наперед порабощены нашими интелектуальными предустановками. Свобода состоит,единственно в том,чтобы выберать эти установки.

    ОтветитьУдалить
  2. предлагаю,Вым уточнить понятие идеология. История мысли знает большое число определений ее.
    Впервые этот термин появился во Франции в конце 18в. Его автора Антуан Дестют де Траси и Этьеном де Кондильяк пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания.(вобщем то были гносиологами). они хотели повлиять на политику Наполеона, однако в чем-то не сошлись и с уст великого наполеона слово "идеология"приобрело негативный смысл, вплоть до наших дней. Это одно из интелектуальных ругательств, наряду со словами "схоластика", "иезуит","демагог","либерал"...
    Вот несколько определений:
    К. Маркс — ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.
    К. Маннгейм — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей.
    Шагин А. А. — классовая составляющая системы управления богатством государства.
    Ролану Барту — современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
    Существует и множество други, и как было сказано выше нигативных.Однако в конце концов их объединяет то,что ониуказывают на кокой-то набор представлений (идей) и ценностей, которые вырабатывают отношение индивида или какой-то гркппы к человеку и окружающему миру.Исжодя из этого я говорю, что идеология это все! Все, любая философская или религиозная система (их отрицание), реклама,политика............Все! То что они могут быть позитивными или негативными - это другой вопрос,который следовало бы так же обсудить.
    Любой комуникационный акт - это акт убеждения, т.е. навязыванме идей(логий).Правда, здесь могут быть различные степени убеждения. Напримр, если я встретился с другом за кружкой пива и рассказываю как у меня прошел вчерашний день, то здесь почти нет манипуляций. Другое дело,когда мне надо одолжить у него денег, то необходимо мне предоставить убедительные аргументы,чтоб он согласился на довольно рескованый шаг! Или скажим я преподаватель и рассказываю студентам о истории, литературе или философии я только и делаю, что их в чем-то убеждаю.Не говоря уже о различных дискусиях,где всегда противостоят друг другу какие-то две идеи!А политика...? Вобщем, все и вся состоит из идей и монипуляциями ними. Причем слово монипуляция у употребляю в хорошем смысле - как оперирование аргументами.

    ОтветитьУдалить
  3. Поэтому нет христианства без идеологии, как и всего остального в этом мире. Смерть и воскресение Христа - это тоже идея. А когда я ее проповедую, я являюсь представителем отдела пропоганды или рекламным агентом на рынке мировозренчиских идей!

    ОтветитьУдалить
  4. А теперь перейдем к догмату. разве это не четко сформулированая идея, которая служит фундаментом для последующих построений?
    Если я принемаю монотеизм, то я никак не могу принять политеизм, и все мое мышления обусловлено тем, что я монотеист.Я буду защищать этот догмат, потому что это основа иоего мировозрения.В этом смысле мое мышление длгматично.
    Если я принимаю Богом Христа, то мое догматическое мышление не допучкает других богов!
    Если я принимаю Промысел Божий, я отрицаю слепой случай.
    Если...
    Свобода моя состоит в том, чтобы выбрать ту идею,которая меня убеждает или хотя бы просто нравится. (пока не нашел еще ни одного доказательства на сушествования Бога и бессмертного начала в человеке, если не считать доказательством экзестенциальное чувство Бога и бессмертия. Но я это принимаю, посколько с ътим легче жить чем быть смертным и одиноким в космосе!)
    Только здесь есть свобода, быть свободным в выборе идеологии!Мне кажется вы к этому подошли:"Теолог не должен мыслить догматически, превращая теологию в идеологию (что, к сожалению многие делают), не должен также во имя свободы исследований отрицать догматы – это тоже идеология, а, кроме того – противоречие, ибо безоговорочное отрицание догмата также является своего рода догматом."

    ОтветитьУдалить
  5. да вот еще подумал о том, что не просто отлечить, что нам в христианстве дал Христос, а что мы придумали сами!

    ОтветитьУдалить
  6. На тему свободы теологических исследований см. статью: "Теология и учение Церкви".
    Что касается "идеологии" - для меня это слово имеет только негативное значение, как и "манипуляция". Это своего рода "одержимость" некой идеей - в данном случае религиозной идеей, или еще хуже - метод, позволяющий заразить этой идеей массы - здесь важна работа идеолога. В любом случае, человек "одержимый" идеей - не способен мыслить критически, а значит не способен искать и познавать истину.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, и это относится к каждой "идеи" - даже самой благой...

    ОтветитьУдалить
  8. Довольно смело.
    В былые времена за такие мысли могли и аутодафэ задействовать.

    Собственно какой же должна быть цель теологии как науки? Мне вот кажется что постижение каких-то скрытых истин, а реализация пути в Царство Господне. Потому что все ценности этого мира, даже такие как мудрость или святость ничто по сравнению с тем, что обещает нам Царство Небесное.

    ОтветитьУдалить
  9. Что бы попасть в это Царство - нужно знать правильную дорогу, потому как далеко не все дороги туда ведут (как хотелось бы плюралистам). Эта дорога - истина.

    ОтветитьУдалить
  10. Друзья! Автор ошиься и напутал Каноны и Догматы. Да, действительно каноны изменяемы (многие ошибочно думают что нет), а вот Догматы действительно не изменяемы. Каноны это правила имеют значение и характер временный, т. е. они соответствуют определенной эпохе, времени и жизненным обстоятельствам. В Церкви очень много правил, которые имеют временный характер, соответствуя определенной эпохе и временам. Изменяется эпоха, изменяются времена и жизненные обстоятельства, и, соответственно, правила эти могут изменяться. А догматы - это такие откромения Самого Бога про Себя Самого, как например, что Он - есть Единый Бог в Трёх Лицах, Христос - Бого-человек и т.д. Вообще же Теология - это смешная наука, и её "трагедийны смех" заключается в том, что она изучает "мёртвую букву", приэтом Дух Писания можно изучать только жизнию, через приобретение Плодом Духа и познание своей духовной немощи, борьбу за чистоту чувсвт и совести. Тогда только Господь будет духом открывать, Дух Писания. Св.Отцы церкви говорили, что нашим занятием является изучения святых писаний жизнию - видете какая разница между Теологами и св.Отцами, разница как небо и земля. Теология - это лже наука надмевающихся, которые стремятся познать Дух Писания - умом. Рекомендую на эту тему прочитать тут Дух закона; внешнее его выражение и применение, в разные эпохи и времена и тут Закон и дух; применение закона в зависимости от эпохи, времен и обстоятельств жизни

    ОтветитьУдалить
  11. В принципе с вами согласится не могу. Догматы, если внимательно посмотрите на их историю – принимались как ответы Церкви на определенную ересь. Таким образом – догмат не может являться позитивным источником наших знаний о Боге, а – негативным. Позитивным источником была и остается Библия.
    На счет теологии... гм... это конечно с какой стороны к вопросу подойти. Если это бесплодные споры о вещах, которые по сути своей непознаваемы – то действительно, это выглядит смешно, но если это действительно стремление разумного существа познать своего Творца и Спасителя, как проявление его любви к Нему (возлюби Господа Бога твоего всем разумением твоим), то ничего смешного я в этом не вижу. Что на счет практики (изучения жизнью) – в этом согласен абсолютно, но св. Отцы тоже знаете ли были теологами (т.е. Богословами) например Иоанн, Григорий или Семеон Новый Богослов.

    ОтветитьУдалить
  12. РУССКО-НЕМЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРОДОЛЖАЕТ НАБОР

    НА ФАКУЛЬТЕТ ТЕОЛОГИИ

    ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЯ

    Обучение платное. Срок обучения – 4 года.
    По окончании курса присваивается степень
    БАКАЛАВРА ТЕОЛОГИИ

    АДРЕС:
    г. Новосибирск, ул. Каменская, 23

    Тел.: 202-03-21, 202-03-24

    ОтветитьУдалить