Освободить Христа
(соображения, навеянные созерцанием образа…)
Люди уготовили Иисусу не только тот крест, на котором Его распяли (этот крест Он выбрал сам), но и тот крест, в котором Его «заточили» - т.е. «христианство», не то, которое Он нам дал, а то, которое мы придумали сами. Это «христианство» заключает Христа в рамки – рамки идеологии и догматизма, те рамки, из которых жаждет вырваться живая вера, жаждущая познавать саму себя.
Защитники догматов в свое время принятых Церковью уверяют, что догмат (т.е. истина, сформулированная в определении) не ограничивает теолога в его исследованиях, а наоборот – указывает исследователю правильный путь. Возможно, что это и так. Но защита догмата не защитит от догматизма (т.е. способа мышления, ограниченного определенными положениями). Догматизм – это уже идеология, а идеология – главный враг истины. Однако, обратная сторона медали, т.е. борьба с догматизмом, а как следствие – с догматом, ничуть не лучше. Это тоже идеология.
Теолог не должен мыслить догматически, превращая теологию в идеологию (что, к сожалению многие делают), не должен также во имя свободы исследований отрицать догматы – это тоже идеология, а, кроме того – противоречие, ибо безоговорочное отрицание догмата также является своего рода догматом.
Теология как наука не должна быть кабинетной наукой, а «проникнутым верой, стремлением к постижению веры», а поэтому не может быть догматической. Даже если догмат является истиной, истина эта не может быть абсолютной, ибо сформулирована она людьми: в определениях людьми придуманными, ограниченными уже не догматическим мышлением, а самой природой – поскольку ограниченным является сам человеческий разум.
«Освободить Христа», это значит постичь Его Истину, а не изо всех сил держаться определений, которые нам кажутся истинными.
P.S. Может быть, кому ни будь, этот образ навеет другие мысли?
Довольно скользкую Вы выбрали тему! Рассматриваю Вашу статью как манифест свободы в теологических исследованиях,но не более!потому как каких-то позитивных указаний вы не даете.Может они будут в следующих публикациях?
ОтветитьУдалитьПредвосхищая их,подбрасываю интелектуальный уголь в бурный котел идео(теолг)логических размышлений.
Мой главный тезис: свобода от догматизма в теологических исследованиях, так же как и обьективизм и независимость в любой другой области наук - это миф ( в положительном смысле). Мы наперед порабощены нашими интелектуальными предустановками. Свобода состоит,единственно в том,чтобы выберать эти установки.
предлагаю,Вым уточнить понятие идеология. История мысли знает большое число определений ее.
ОтветитьУдалитьВпервые этот термин появился во Франции в конце 18в. Его автора Антуан Дестют де Траси и Этьеном де Кондильяк пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания.(вобщем то были гносиологами). они хотели повлиять на политику Наполеона, однако в чем-то не сошлись и с уст великого наполеона слово "идеология"приобрело негативный смысл, вплоть до наших дней. Это одно из интелектуальных ругательств, наряду со словами "схоластика", "иезуит","демагог","либерал"...
Вот несколько определений:
К. Маркс — ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.
К. Маннгейм — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей.
Шагин А. А. — классовая составляющая системы управления богатством государства.
Ролану Барту — современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
Существует и множество други, и как было сказано выше нигативных.Однако в конце концов их объединяет то,что ониуказывают на кокой-то набор представлений (идей) и ценностей, которые вырабатывают отношение индивида или какой-то гркппы к человеку и окружающему миру.Исжодя из этого я говорю, что идеология это все! Все, любая философская или религиозная система (их отрицание), реклама,политика............Все! То что они могут быть позитивными или негативными - это другой вопрос,который следовало бы так же обсудить.
Любой комуникационный акт - это акт убеждения, т.е. навязыванме идей(логий).Правда, здесь могут быть различные степени убеждения. Напримр, если я встретился с другом за кружкой пива и рассказываю как у меня прошел вчерашний день, то здесь почти нет манипуляций. Другое дело,когда мне надо одолжить у него денег, то необходимо мне предоставить убедительные аргументы,чтоб он согласился на довольно рескованый шаг! Или скажим я преподаватель и рассказываю студентам о истории, литературе или философии я только и делаю, что их в чем-то убеждаю.Не говоря уже о различных дискусиях,где всегда противостоят друг другу какие-то две идеи!А политика...? Вобщем, все и вся состоит из идей и монипуляциями ними. Причем слово монипуляция у употребляю в хорошем смысле - как оперирование аргументами.
Поэтому нет христианства без идеологии, как и всего остального в этом мире. Смерть и воскресение Христа - это тоже идея. А когда я ее проповедую, я являюсь представителем отдела пропоганды или рекламным агентом на рынке мировозренчиских идей!
ОтветитьУдалитьА теперь перейдем к догмату. разве это не четко сформулированая идея, которая служит фундаментом для последующих построений?
ОтветитьУдалитьЕсли я принемаю монотеизм, то я никак не могу принять политеизм, и все мое мышления обусловлено тем, что я монотеист.Я буду защищать этот догмат, потому что это основа иоего мировозрения.В этом смысле мое мышление длгматично.
Если я принимаю Богом Христа, то мое догматическое мышление не допучкает других богов!
Если я принимаю Промысел Божий, я отрицаю слепой случай.
Если...
Свобода моя состоит в том, чтобы выбрать ту идею,которая меня убеждает или хотя бы просто нравится. (пока не нашел еще ни одного доказательства на сушествования Бога и бессмертного начала в человеке, если не считать доказательством экзестенциальное чувство Бога и бессмертия. Но я это принимаю, посколько с ътим легче жить чем быть смертным и одиноким в космосе!)
Только здесь есть свобода, быть свободным в выборе идеологии!Мне кажется вы к этому подошли:"Теолог не должен мыслить догматически, превращая теологию в идеологию (что, к сожалению многие делают), не должен также во имя свободы исследований отрицать догматы – это тоже идеология, а, кроме того – противоречие, ибо безоговорочное отрицание догмата также является своего рода догматом."
да вот еще подумал о том, что не просто отлечить, что нам в христианстве дал Христос, а что мы придумали сами!
ОтветитьУдалитьНа тему свободы теологических исследований см. статью: "Теология и учение Церкви".
ОтветитьУдалитьЧто касается "идеологии" - для меня это слово имеет только негативное значение, как и "манипуляция". Это своего рода "одержимость" некой идеей - в данном случае религиозной идеей, или еще хуже - метод, позволяющий заразить этой идеей массы - здесь важна работа идеолога. В любом случае, человек "одержимый" идеей - не способен мыслить критически, а значит не способен искать и познавать истину.
Да, и это относится к каждой "идеи" - даже самой благой...
ОтветитьУдалитьДовольно смело.
ОтветитьУдалитьВ былые времена за такие мысли могли и аутодафэ задействовать.
Собственно какой же должна быть цель теологии как науки? Мне вот кажется что постижение каких-то скрытых истин, а реализация пути в Царство Господне. Потому что все ценности этого мира, даже такие как мудрость или святость ничто по сравнению с тем, что обещает нам Царство Небесное.
Что бы попасть в это Царство - нужно знать правильную дорогу, потому как далеко не все дороги туда ведут (как хотелось бы плюралистам). Эта дорога - истина.
ОтветитьУдалитьДрузья! Автор ошиься и напутал Каноны и Догматы. Да, действительно каноны изменяемы (многие ошибочно думают что нет), а вот Догматы действительно не изменяемы. Каноны это правила имеют значение и характер временный, т. е. они соответствуют определенной эпохе, времени и жизненным обстоятельствам. В Церкви очень много правил, которые имеют временный характер, соответствуя определенной эпохе и временам. Изменяется эпоха, изменяются времена и жизненные обстоятельства, и, соответственно, правила эти могут изменяться. А догматы - это такие откромения Самого Бога про Себя Самого, как например, что Он - есть Единый Бог в Трёх Лицах, Христос - Бого-человек и т.д. Вообще же Теология - это смешная наука, и её "трагедийны смех" заключается в том, что она изучает "мёртвую букву", приэтом Дух Писания можно изучать только жизнию, через приобретение Плодом Духа и познание своей духовной немощи, борьбу за чистоту чувсвт и совести. Тогда только Господь будет духом открывать, Дух Писания. Св.Отцы церкви говорили, что нашим занятием является изучения святых писаний жизнию - видете какая разница между Теологами и св.Отцами, разница как небо и земля. Теология - это лже наука надмевающихся, которые стремятся познать Дух Писания - умом. Рекомендую на эту тему прочитать тут Дух закона; внешнее его выражение и применение, в разные эпохи и времена и тут Закон и дух; применение закона в зависимости от эпохи, времен и обстоятельств жизни
ОтветитьУдалитьВ принципе с вами согласится не могу. Догматы, если внимательно посмотрите на их историю – принимались как ответы Церкви на определенную ересь. Таким образом – догмат не может являться позитивным источником наших знаний о Боге, а – негативным. Позитивным источником была и остается Библия.
ОтветитьУдалитьНа счет теологии... гм... это конечно с какой стороны к вопросу подойти. Если это бесплодные споры о вещах, которые по сути своей непознаваемы – то действительно, это выглядит смешно, но если это действительно стремление разумного существа познать своего Творца и Спасителя, как проявление его любви к Нему (возлюби Господа Бога твоего всем разумением твоим), то ничего смешного я в этом не вижу. Что на счет практики (изучения жизнью) – в этом согласен абсолютно, но св. Отцы тоже знаете ли были теологами (т.е. Богословами) например Иоанн, Григорий или Семеон Новый Богослов.
РУССКО-НЕМЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОтветитьУдалитьПРОДОЛЖАЕТ НАБОР
НА ФАКУЛЬТЕТ ТЕОЛОГИИ
ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЯ
Обучение платное. Срок обучения – 4 года.
По окончании курса присваивается степень
БАКАЛАВРА ТЕОЛОГИИ
АДРЕС:
г. Новосибирск, ул. Каменская, 23
Тел.: 202-03-21, 202-03-24