Чего ни сделаешь ради Царства Небесного

(о монашестве 3)

Павел, давая советы относительно безбрачия, опирался, скорее всего, исключительно на собственный житейский опыт. Подобно и другие ученики, когда услышали учение Спасителя о нерасторжимости брака, имея перед глазами, реалия супружеской жизни, изумились: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф 19:10). И вот тогда, Иисус (если верить евангелисту Матфею) произнес эти вот загадочные слова: «есть скопцы (ευνουχοι), которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19:12).

И если мы имеем хоть небольшую способность «вмещать», мы должны хотябы попытаться уразуметь эти слова.


Насколько мне известно, это единственное изречение Спасителя, в котором Царство Небесное выступает в непосредственном соотношении, хотя и не в прямой зависимости, с безбрачием (бытием скопцом). В других текстах, обретение Царства, Иисус ставит в зависимость от бедности: «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф 19:23), или от бытия ребенком: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Но нигде не найдем слов: «трудно женатому войти в Царство Небесное», или «если не будите как скопцы, не войдете в Царство Небесное».

Примем во внимание то, что Иисус этими словами никого не призывает к самооскоплению, а просто констатирует факт. Хотя позднейшая христианская традиция относила эти слова именно к монашеской жизни, Иисус в данном случае не говорит наперед, не говорит: «появятся скопцы...», только: «есть скопцы...», т.е. говорит о людях ему современных.

Времена земной жизни Иисуса изобиловали подобными практиками. Достаточно вспомнить мистерии Аттиса и Кибеллы, в которых практиковалось оскопление в прямом смысле этого слова, или секту неопифагорейцев, яркий представитель которой, современный Христу – Аполлоний Тианский – также сохранял безбрачие (оскопление в переносном смысле). Можно вспомнить еще римских весталок, но это уже другая история... Ради какого «Царства» практиковалось безбрачие в этих традициях? Наверняка не ради «Царства Небесного» в христианском понимании этого термина. Тоже не в христианском понимании, но хотя бы близким к таковому, должны были понимать эти слова представители иудейской традиции. А единственными представителями иудейской религии, которые практиковали безбрачие, были ессеи. Может быть, именно о них и говорит Иисус?

Некоторые горе-исследователи оккультного толка (Э. Шюре, А. Безант) даже само христианство выводят из ессеизма. Это конечно полная чушь, и по двум причинам. Во-первых: во времена Иисуса ессеи представляли из себя довольно жалкое явление – выродившаяся секта, которая врядли могла будоражить умы или оказывать серьезное влияние на религиозное мировозрение своей эпохи (ни один евангелист даже не вспоминает о них). Во-вторых (и это самое главное): учение ессеев диаметрально противоположно учению Христа.

Однако это не исключает факта, что христианское монашество могло косвенно происходить из ессеизма. Это возможно в том случае, если те самые идеи, ради которых отрекались от супружеской жизни ессеи, нашли свое место также в идеалах христианской монашеской жизни. Этот предмет еще предстоит изучить.

Читай продолжение

7 комментариев:

  1. А какой вообще смысл в безбрачии для монашества?

    ОтветитьУдалить
  2. думаю, что ответ на этот вопрос и является целью этих моих изысканий...

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, что суть безбрачия во всех духовных традициях одна, независимо от географии и особенностей вероисповедания -- сохранение жизненной, сексуальной энергии. Посвятивший себя служению богу направлял(ет) ее не на рождение детей для этого плотского(плотного) мира, а на рождение другого себя, существа иного уровня (NB! это не метафора). Для мужчины контроль за желанием, семяизвержением представляет реальную сложность, а следовательно, затрудняет и весь процесс трансформации. Скорее всего, скопцы как экстримальное проявление мужского духовного пути - это своего рода декларация "пути без возврата": выбор сделан, плоть с кровью и болью принесена в жертву другим богам, я свободен, я посвящаю себя богу. Кстати, обрезание евреев тоже можно отнести к частичному оскоплению, символическому. Даосы других обхитрили: научились не терять драгоценное семя, не отказывая себе во взаимодействии с женщиной. Ну а, женское безбрачие имеет иную основу. В древних культах не только не запрещалось женщине-жрице получать удовольствие, но и напротив, это приветствовалось -- она в секуальном действе не теряет, а напротив, приумножает свою энергию, направляя ее куда? Богам. В христианстве выпало лишь одно звено: она не отдаваясь земному мужчине, априори принадлежит небесному, будучи "невестой христовой"... Долгая и безумно увлекательная тема...

    ОтветитьУдалить
  4. Интересная интуиция... кое с чем мог бы согласится, но не со всем... но моя задача не представлять домыслы или гипотезы, а конкретные факты – источники, древние тексты, вдохновлявшие и продолжающие вдохновлять тех, кто избирает такую форму жизни, анализ которых позволяет раскрыть суть явления.

    ОтветитьУдалить
  5. Благородная задача. Чтобы решить которую,понадобится не только расшифровка текстов и интуиция, но и личное понимание мужских духовных практик, которые мало изменились за прошедшие века.

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати скопцы(евнухи)в иудаизме не приветствовались, даже не могли стать частью еврейского народа.

    А может монашество это один из путей обрезания сердца
    4. Втор.10:16 Итак обрежьте
    крайнюю плоть сердца вашего и не
    будьте впредь жестоковыйны;
    5. Иер.4:4 Обрежьте себя для
    Господа, и снимите крайнюю
    плоть с сердца вашего, мужи Иуды
    и жители Иерусалима, чтобы гнев
    Мой не открылся, как огонь, и не
    воспылал неугасимо по причине
    злых наклонностей ваших.

    ОтветитьУдалить
  7. По-моему, обрезание и кастрация это раные вещи. "Обрезание серлца" - относится ко всем верующим, а не только к монахам.

    ОтветитьУдалить