Чего ни сделаешь ради Царства Небесного
(о монашестве 3)
Павел, давая советы относительно безбрачия, опирался, скорее всего, исключительно на собственный житейский опыт. Подобно и другие ученики, когда услышали учение Спасителя о нерасторжимости брака, имея перед глазами, реалия супружеской жизни, изумились: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф 19:10). И вот тогда, Иисус (если верить евангелисту Матфею) произнес эти вот загадочные слова: «есть скопцы (ευνουχοι), которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19:12).
И если мы имеем хоть небольшую способность «вмещать», мы должны хотябы попытаться уразуметь эти слова.
Насколько мне известно, это единственное изречение Спасителя, в котором Царство Небесное выступает в непосредственном соотношении, хотя и не в прямой зависимости, с безбрачием (бытием скопцом). В других текстах, обретение Царства, Иисус ставит в зависимость от бедности: «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф 19:23), или от бытия ребенком: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Но нигде не найдем слов: «трудно женатому войти в Царство Небесное», или «если не будите как скопцы, не войдете в Царство Небесное».
Примем во внимание то, что Иисус этими словами никого не призывает к самооскоплению, а просто констатирует факт. Хотя позднейшая христианская традиция относила эти слова именно к монашеской жизни, Иисус в данном случае не говорит наперед, не говорит: «появятся скопцы...», только: «есть скопцы...», т.е. говорит о людях ему современных.
Времена земной жизни Иисуса изобиловали подобными практиками. Достаточно вспомнить мистерии Аттиса и Кибеллы, в которых практиковалось оскопление в прямом смысле этого слова, или секту неопифагорейцев, яркий представитель которой, современный Христу – Аполлоний Тианский – также сохранял безбрачие (оскопление в переносном смысле). Можно вспомнить еще римских весталок, но это уже другая история... Ради какого «Царства» практиковалось безбрачие в этих традициях? Наверняка не ради «Царства Небесного» в христианском понимании этого термина. Тоже не в христианском понимании, но хотя бы близким к таковому, должны были понимать эти слова представители иудейской традиции. А единственными представителями иудейской религии, которые практиковали безбрачие, были ессеи. Может быть, именно о них и говорит Иисус?
Некоторые горе-исследователи оккультного толка (Э. Шюре, А. Безант) даже само христианство выводят из ессеизма. Это конечно полная чушь, и по двум причинам. Во-первых: во времена Иисуса ессеи представляли из себя довольно жалкое явление – выродившаяся секта, которая врядли могла будоражить умы или оказывать серьезное влияние на религиозное мировозрение своей эпохи (ни один евангелист даже не вспоминает о них). Во-вторых (и это самое главное): учение ессеев диаметрально противоположно учению Христа.
Однако это не исключает факта, что христианское монашество могло косвенно происходить из ессеизма. Это возможно в том случае, если те самые идеи, ради которых отрекались от супружеской жизни ессеи, нашли свое место также в идеалах христианской монашеской жизни. Этот предмет еще предстоит изучить.
Читай продолжение
А какой вообще смысл в безбрачии для монашества?
ОтветитьУдалитьдумаю, что ответ на этот вопрос и является целью этих моих изысканий...
ОтветитьУдалитьДумаю, что суть безбрачия во всех духовных традициях одна, независимо от географии и особенностей вероисповедания -- сохранение жизненной, сексуальной энергии. Посвятивший себя служению богу направлял(ет) ее не на рождение детей для этого плотского(плотного) мира, а на рождение другого себя, существа иного уровня (NB! это не метафора). Для мужчины контроль за желанием, семяизвержением представляет реальную сложность, а следовательно, затрудняет и весь процесс трансформации. Скорее всего, скопцы как экстримальное проявление мужского духовного пути - это своего рода декларация "пути без возврата": выбор сделан, плоть с кровью и болью принесена в жертву другим богам, я свободен, я посвящаю себя богу. Кстати, обрезание евреев тоже можно отнести к частичному оскоплению, символическому. Даосы других обхитрили: научились не терять драгоценное семя, не отказывая себе во взаимодействии с женщиной. Ну а, женское безбрачие имеет иную основу. В древних культах не только не запрещалось женщине-жрице получать удовольствие, но и напротив, это приветствовалось -- она в секуальном действе не теряет, а напротив, приумножает свою энергию, направляя ее куда? Богам. В христианстве выпало лишь одно звено: она не отдаваясь земному мужчине, априори принадлежит небесному, будучи "невестой христовой"... Долгая и безумно увлекательная тема...
ОтветитьУдалитьИнтересная интуиция... кое с чем мог бы согласится, но не со всем... но моя задача не представлять домыслы или гипотезы, а конкретные факты – источники, древние тексты, вдохновлявшие и продолжающие вдохновлять тех, кто избирает такую форму жизни, анализ которых позволяет раскрыть суть явления.
ОтветитьУдалитьБлагородная задача. Чтобы решить которую,понадобится не только расшифровка текстов и интуиция, но и личное понимание мужских духовных практик, которые мало изменились за прошедшие века.
ОтветитьУдалитьКстати скопцы(евнухи)в иудаизме не приветствовались, даже не могли стать частью еврейского народа.
ОтветитьУдалитьА может монашество это один из путей обрезания сердца
4. Втор.10:16 Итак обрежьте
крайнюю плоть сердца вашего и не
будьте впредь жестоковыйны;
5. Иер.4:4 Обрежьте себя для
Господа, и снимите крайнюю
плоть с сердца вашего, мужи Иуды
и жители Иерусалима, чтобы гнев
Мой не открылся, как огонь, и не
воспылал неугасимо по причине
злых наклонностей ваших.
По-моему, обрезание и кастрация это раные вещи. "Обрезание серлца" - относится ко всем верующим, а не только к монахам.
ОтветитьУдалить