Кумранская «лавра»

(о монашестве и еще немного о ессеях)

На западном побережьи обосновались ессеи, на некотором расстоянии от неприятного запаха, который чувствуется на самом берегу. Являются они отшельниками, самыми странными людьми на свете, которые живут без женщин, без любви, без денег, имея пальмовые деревья единственными своими товарищами. Однако их число не уменьшается, ибо постоянно приходят к ним много новых адептов, людей, которым либо жизнь опротивела, либо неприятные перемены судьбы заставили выбрать такой способ существования. Благодаря этому неисчисленные века, хотя трудно в это поверить, выжил этот народ, в котором не рождаются дети. Их детьми становятся другие люди, испытывающие раскаяние по поводу жизни, которую вели ранее.

(Плиний Старший, Historia naturalis V, 17, 73).

Изучать древние секты – одно удовольствие, а особенно те секты, которые могли оказать непосредственное влияние на формирование христиантва. Затронув тему ессеев, я не удержался от искушения изучить их (насколько это возможно) более основательно. Хорошим материалом для этого послужила работа: “Ten Years of Discovery in the Wilderness of Judaea” – J. T. Milik, автор которой принимал непосредственное участие в изучении найденных в Кумране текстов.

Однако, прямой ответ на свой вопрос: какая идея заставляла ессеев отрекатся от супружеской жизни, я так и не нашел. Нашел, однако, несколько фактов, которые позволяют строить более-менее правдоподобные гипотезы на этот счет.

Нужно сказать, что дело мы имеем с сектой типично «эсхатологической», члены которой были уверены, что живут в последние времена. Возможно, именно это послужило причиной воздержания от супружеской жизни – нет смысла продолжать род человеческий. В этом случае, идея безбрачия созвучна словам св. Павла: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор 7:29). С другой стороны, ессеи сравнивали свою экзистенцию в Иудейской Пустыни с 40-летним блужданием евреев в Синайской Пустыни под предводительством Моисея, а как известно, для евреев это был периуд «размножения» - в пустыни родился новый народ, свободный от рабского сознания, и настолько многочисленный, что смог покорить Землю Обетованную. Какой народ мог родиться в Кумране? Духовный? Впрочем, ессеи поставили довольно интересный эксперемент: в обществе, где религия передавалась в основном по наследству – от родителей к детям, им удалось, по крайней мере, некоторое время (хотя не так долго, как думал Плиний) продержаться, вербуя адептов на стороне (причем на враждебной стороне).

Мировозрение ессеев было дуалистическим. Время, в которое они жили, было временем войны сынов Света с сынами Тьмы, и в этой войне они принимали самое непосредственное участие.


В одном из ессейских гимнов (1QH III) можно найти такие вот слова:

«... Чтобы я стал на службу Твою, занимая свое место в армии Святых,

И вступил в общение с отрядами Сынов Неба».

Возможно, жизнь в безбрачии диктовали милитарные соображения – солдату лучше не отягощать себя семейным «обозом». Воможно также, что для «вступления в общение с Сынами Неба» требовалось стать подобным таковым, которые (Ангелы), как известно «ни женятся, ни выходят замуж» (ср. Мф 22:30).

В принципе, каждая из этих идей могла с успехом отобразиться и в христианском монашестве, с одним только «но». Среди первых христиан действительно, подобно, как и в ессейской среде, господствовали «эсхатологические» настроения. Но вся загвоздка в том, что христианское монашество появляется совсем не в это время, а парой веков позднее, когда предвкушение близкого Второго Пришествия уже сменилось перспективой долгого ожидания.

Совсем другое дело с «милитарной» версией, отражающей также и апостольский способ жизни, или «ангельской» - более отвечающая идеалам созерцательной жизни в закрытых монастырях. Думаю, что такие идеи в разные времена вдохнавляли и христианских сторонников жизни в безбрачии. Однако зачерпнуть их непосредственно от ессеев, они уже никак не могли.

Читай продолжение

1 комментарий:

  1. TOP PORTUGUESE универсального языка писателя: CRISTOVAO де АГИЯР

    (PASSANGER НА ТРАНЗИТ)

    написал португальские колониальные войны

    КНИГИ:

    "PASSAGEIRO EM TRÂNSITO"; "RAIZ COMOVIDA"; "RELAÇÃO DE
    BORDO ";" MARILHA ";" TABUADA DO ТЕМРО "; BRAÇO TATUADO ";" MIGUEL TORGA O LAVRADOR DAS LETRAS "

    Он также переведены на португальский язык Богатство Наций Адам Смит.

    Он был удостоен нескольких премий.

    Не забудь имя этого великого автора, Вы будете слушания его в ближайшее время.


    Пожалуйста, добавьте этот блог вашим любимым,


    Спасибо за посещение этого нового литературного блога

    Эта скульптура, на картинке была сделана в цемента, в большой художник мой друг, называется Еуженью Маседо.

    ОтветитьУдалить