Патриарх египетской пустыни

(о монашестве 4)

Исследователю христианского монашества, в поисках его корней, было бы логично, обратится к первому христианскому монаху – родоначальнику этой славной формы подвижничества. Был таковым святой Антоний Египетский (ок. 250 † 356), «Житие» которого передал нам святой Афанасий.

Согласно Афанасию, импульсом для обращения Антония послужил, услышанный ним во время церквной литургии определенный фрагмент Евангелия. Но это не был фрагмент «о скопцах», это не были также слова Павла о безбрачии. Это были слова Иисуса, обращенные к богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21). Зерна слова пали на добрую землю – Антоний, будучи еще молодым человеком (18-20 лет), принял их так близко к сердцу, что незамедлительно постарался их исполнить.

«Если хочешь быть совершенным» - так говорит Иисус. Из этих слов познаем, что монашеская жизнь – это стремление к евангельскому совершенству, которое подразумевает религиозную практику более глубокую, чем соблюдение десяти заповедей. Называем это «духовным подвигом», а подвиг, как известно, не бывает без усилия превышающего «средний» уровень.

Однако Антоний не был первым, кто услышал и исполнил эти слова. Уже не одно поколение христиан воплощали в жизнь этот призыв Учителя. Бросая все, они устремлялись во все концы земли проповедовать Царство Небесное, и очень часто жертвовали не только своим имением, но и самой жизнью. Антоний был первым, кого этот призыв привел в пустыню. Почему? Уж не потому ли, что в долине Нила уже существовали подобные отшельники или даже общины (например: родственные ессеям терапевты), которые, через практикование аскезы, также стремились к совершенству. И хотя они ничего общего с христианством не имели, их практика давала результаты и результаты положительные – достойные подражания.

Однако следует заметить, что упомянутые слова Иисуса говорят нам о бедности, но совсем не о безбрачии. Что же с безбрачием?

Далее следуя Евангелию, вдохновившему Антония, находим такие слова Иисуса: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную» (19:29). Безбрачие, таким образом, вписывается в это «оставление жены и детей», т.е. в широко понимаемую бедность (отречение от всего земного), но совсем не является сакральным центром, некой мистической осью, вокруг которой вращается монашеская жизнь. Такой осью является сам Христос, а к евангельскому совершенству призваны все христиане, а не только те, кто избрал жизнь в безбрачии.

Читай продолжение

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить