Шел 174 год. Легионы Марка Аврелия с трудом сдерживали натиск варварских племен Маркоманов. Казалось, даже небеса, вот уже долгое время не посылавшие дождь на иссохшую землю, перешли на сторону варваров. Боги древнего Рима были глухи к молениям своих почитателей, не смотря на многочисленные жертвоприношения, на которые не скупился всесильный Император. Приносить жертвы языческим богам наотрез отказался только митиленский XIII легион, состоявший преимущественно из христиан, префектом которого был святой Экспедит. Как гласит легенда, именно молитвы христиан выпросили у истинного Бога долгожданный дождь. Кроме того, неистовый град и ослепившие врага молнии, довершили разгром неприятеля и обеспечили Риму долгожданную победу. За проявленный героизм, император жаловал христианский легион почетным титулом «громобойный легион», правдоподобно также, что это чудо было запечетлено на колонне Марка Аврелия в Риме. Однако это событие не остановило преследования христиан. Позднее, скорее всего во время гонений при императоре Септимии Севере (193-211), Экспедит срывает со стены и публично уничтожает императорский эдикт, приказывающий всем солдатам имперской армии принести жертвы языческим богам, за что вместе с пятью сподвижниками приговариается к смертной казни и получает, таким образом, неувядающий венец мученичества.
Замечу, что Римский Мартирологиум в отношении этой истории не точен: Маркоманскую войну датирует 274 годом, а в мученичестве святого винит императора Диоклетиана, относя ее на 303 год, что делает особу святого скорее легендарной, чем реально-исторической. Впрочем, современные историки склонны считать, что Экспедит, как историческая личность, действительно мученически погиб во время гонений Диоклетиана, в славном «громобойном» легионе он был центурионом, но к чуду с грозой никакого отношения не имел, поскольку эта история произошла гораздо раньше.
Не знаю, чем понравилась личность этого святого именно хакерам, но уже стало традицией, в день его воспоминания (19 апреля) бомбить католические сайты, якобы в знак протеста против того, что Рим не хочет официально признать хакерам патронат св. Экспедита (пока-что он является покровителем студентов и безнадежных дел, и видимо в память о маркоманском чуде, его заступничеству приписывают также обеспечение хорошей погоды).
Меня этот святой заинтересовал не столько своей историей, сколько своим изображением. Главное в нем не одеяние римского легионера, не меч и пальма – символы мученничества... Если хорошо приглядимся, увидим, что своею ногою Экспедит попирает ворона, символизирующего злого духа, который изрыгает огненное слово «cras» (завтра). Замечу, что ворон стал здесь символом дьявола не из-за своего черного оперения, а именно из-за своего голоса, созвучного вышеупомянутому латинскому слову. Своею же рукою святой указывает на солнечные часы, на которых видим надпись «hodie» (сегодня).
«… то, что мы ищем, укрыто не только в пространстве, но и во времени...»
Какую же тайну, укрытую во времени хочет открыть нам св. Экспедит?
Наиболее банальное обьяснение этого послания: «не оставляй на завтра то, что необходимо сделать сегодня». В контексте христианской веры, на завтра нельзя оставлять покаяние за грехи (исповедь), примерение с недругом, или вообще – добрые дела, которые нужно успеть сотворить именно сегодня. Но может быть послание святого на много более глубже?
Чем собственно является наша вера? С одной стороны – воспоминанием прошлого – священных времен, описанных в Библии. С другой стороны – надеждой на будущее – на исполнение пророчеств и на получение места в грядущем Царстве Небесном. Какое место в этой схеме занимает настоящее? Является ли оно только последствием прошлого и подготовкой к будущему, или имеет собственную ценность? Прошлое, хоть актуально уже не существует, все-таки является чем-то правдивым – тем, что воистину было, тем, откуда все мы происходим, и что реально формирует наше «сегодня». Но вот о будущем этого не скажешь. Будущее – всегда загадка, предмет мечтаний, а не реальности. Мы совершаем ошибку, когда позволяем будущему – этой призрачной туманности – формировать наше настоящее, а делаем это каждый раз, когда хотим это свое будущее запланировать или подготовить себя к нему (или еще хуже – заглянуть в будущее). Тот, кто живет будущим – теряет настоящее. Не совершаем ли мы фатальную ошибку, делая будущее также предметом веры? Может быть слова Иисуса «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф 6:34) говорят нам совсем не о запасах на зиму, а о чем-то более возвышенном? Может это ворон говорит нам, что Царство Божье придет завтра, а оно уже есть среди нас? И именно о сегодняшнем дне говорит Апостол: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6:2)? Может, заботясь о завтрашнем, мы теряем сегодня – то единственное, что действительно важно? Такие размышления заводят нас в сферу метафизики, в которой Бог – Сущий предстает пред нами как Причина и Источник Существования. Единственный, кто находится вне времени, для которого нет вчера и завтра. Время в котором мы живем делиться на прошлое, которго уже нет, на будущее, которого еще нет, и на настоящее – единственный момент в котором мы реально существуем, а значит именно этот момент – момент «сегодня» - является моментом соединения со Всевышним – Его Царством в котором мы пребываем.
не от его ли имени происходит слово экспедиция? Или он взял себе такое имя потому как много времени уделял именно этому занятию?
ОтветитьУдалитьЭто именно те слова,которых мне не хватало.
ОтветитьУдалитьTuranga Leela