По ту сторону жизни


На вопрос о том, что ждет нас после смерти, каждая религия предлагает свой оригинальный ответ. Поскольку проверить их правдивость не представляется возможным, фантазия в этой материи ничем не ограничена. Жаждущему познания всех тонкостей загробной жизни есть из чего выбирать: от Шеола до Валгаллы, от подземного царства Аида до Царства Небесного, от реинкарнации до воскресения, от абсолютного небытия до бытия абсолютом. Самое интересное в том, что даже представители одного вероучения зачастую расходятся во мнениях на этот счет.

Взять хотя бы традицию Ветхого Завета. Как известно фарисеи и саддукеи имели разные взгляды посмертное бытие. Саддукеи вообще в таковое не верили. Ничего удивительного – они признавали только Пятикнижие, а там нет ни слова о загробной жизни. За соблюдение заповедей Бог обещает долгую и счастливую жизнь в Земле Обетованной, но уж никак не вечную жизнь на Небесах. Кругозор фарисеев был намного шире: они читали пророков и верили в обещанное воскресение мертвых: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Исая 26:19). Эту веру, подтвержденную воскресением Спасителя, приняли и христиане… но

De facto, в христианстве существует две независимые концепции посмертного бытия. Первая – упомянутое воскресение мертвых, которое состоится во время Второго Пришествия Христа, после чего последует Суд, который вынесет окончательный приговор: вечное блаженство для одних, и вечная кара для других. Дожидаясь судного дня, тела покоятся в могилах, но не совсем понятно, что делают в это время души? Для того, кто существование души не признает (как например Свидетели Иеговы) и проблемы не существует, но всем остальным приходится призадуматься. Если главным в этой концепции является воссоединение души с телом, т.е. восстановление полноты человеческого бытия, то какое угодно существование души вне тела – не может быть совершенным.

Согласно второй концепции Суд происходит сразу после смерти и, приняв свой приговор, души отправляются в отведенное им место не дожидаясь конца света и воскресения своих тел. Здесь возможно временное состояние душ после смерти, как например чистилище, или мытарства (кому что нравится). Но если души уже после смерти начинают наслаждаться вечным блаженством или терпят муки, непонятно, зачем вообще нужно воскресение? Получается, что не только чистилище, но и рай с адом – только временное состояние душ.

Обе эти концепции находят свое подтверждение,как в Писании,так и в Предании, и взятые отдельно друг от друга имеют смысл, но попытки соединить их в одну логически согласованную систему не раз были причиной возникновения ереси.

Читай продолжение

4 комментария:

  1. У мусульман тоже не все так просто. На сколько я знаю, они тоже верят в Воскресение и Суд. Кстати судить их будет тоже Иисус.

    ОтветитьУдалить
  2. Опыт загробной жизни хоть скуден, но он есть.Особенно в современной жизни, т.к. реанимация продвинулась далеко вперед. сергей

    ОтветитьУдалить
  3. С богословской точьки зрения, опыт клинической смерти гроша ломанного не стоит. Эту проблему в свое время интересно изложил о. Серафим Роуз. Я с ним до конца не согласен. Как по мне, то весь этот опыт имеет чисто психологическую (или даже соматическую) основу, но уж никак не религиозную.

    ОтветитьУдалить