Visio beatifica, противоречия

(история одной ереси, продолжение)

Продолжая размышление на тему, затронутую в предыдущей статье, немного углубимся в суть упомянутого в ней теологического спора.

Средневековье обожало споры: философские – как например спор об универсалиях, теологические – как спор о Непорочном Зачатии Девы Марии. Таковые споры не были праздными занятиями, а в действительности имели судьбоносное значение. Спор о visio beatifica тоже не был спором «об ангелах на конце иглы».

Обычно спорили между собою представители двух монашеских орденов – францисканцы и доминиканцы (пока иезуиты не положили конец всем этим спорам). Ордена эти, хотя и во многом подобные, представляли две разные духовности и две разные школы. Доминиканцы, наученные Фомой Аквинским, опирались в своих суждениях на логическое мышление, францисканцы – на веру, которая далеко не всегда рациональна. По крайней мере, такими были позиции в споре о Непорочном Зачатии. В споре о visiо beatifica дела обстояли несколько иначе, поскольку спорящими сторонами были теологи Парижского Университета и папский двор в Авиньоне. Представители вышеупомянутых орденов, хоть в большинстве своем расходились во мнениях, все-таки находились по обе стороны баррикады.

Как бы там ни было, а в этом споре столкнулись не две разные теологии, а два разных подхода к проблеме. Для одних – главным была правда о Судном Дне и воскресении мертвых, в котором человек обретает свою полноту, а вместе с нею и совершенство (речь идет о совершенстве онтологическом). Для других – важнейшим было само понятие «святости», которое уже само по себе подразумевает совершенство (речь идет о совершенстве моральном). Видимо, как обычно бывает в таких спорах - стороны просто друг друга не поняли.  read

Комментариев нет:

Отправить комментарий