(размышления о потусторонней жизни 3)
Одна из ересей, касающаяся потустороннего бытия, заслуживает наше внимание не столько своим содержанием – может быть, в ней нет ничего оригинального, сколько своим авторством, ибо в ее создании обвиняют не какого-либо заурядного горе-теолога, а самого Папу Римского Иоанна XXII. В Википедии можно прочитать популярную упрощенную версию, как истории «ересиарха» так и самой ереси. В действительности все было не так просто. До конца неизвестно, действительно ли папа представлял это учение как догмат веры, или просто принял не ту сторону в споре теологов своего времени. Два факта однако не вызывают сомнения:
1) король Франции Филипп де Валуа обвиняет папу в ереси и даже угрожает ему предусмотренными для еретиков карами (свою «ортодоксальную» позицию он основывает на авторитете парижских ученых теологов);
2) сам Иоанн, на ложе смерти исповедует правильную веру, то ли отказываясь от своих еретических взглядов, то ли уверяя, что никогда их не провозглашал. (Источник: Bernardo Jungmann, Institutionts Theologiae dogmaticae specialis).
Иоанн XXII – личность противоречивая. Как известно, на папский престол (правда, не в Риме, а в Авиньоне) он воссел с помощью обмана, убедив кардиналов в том, что тяжко болен и вот-вот может умереть. Насильно собранным на конклаве кардиналам, которые не могли определиться с выбором вот уже добрых пару лет, ничего не оставалась делать, как выбрать этого 80-летнего старца, надеясь на скорое окончание его понтификата (эта история красиво представлена в фильме «Проклятые короли»). Старец, однако, умирать вовсе не собирался, а как раз наоборот – оказался одним из наиболее активных понтификов, чье правление продолжалось целых 18 лет (1316-1334). Это были времена исторического спора между светской и духовной властью, которая выражалась в противостоянии папы и императора, а также спора церковной иерархии с францисканцами-спиритуалами о бедности Церкви. На фоне этих споров разворачиваются события описанные Умберто Эко в книге «Имя Розы». Кроме всего прочего, папа страдал паранойей и манией преследования – ему казалось, что его хотят сжить со света при помощи магии. В результате, святая инквизиция, которая перед этим занималась исключительно еретиками, начала интересоваться ведьмами. Не мудрено, что такой человек имел уйму врагов, как в низах общества, так и среди сильных мира сего. Действительно ли папа был еретиком, или все это были необоснованные обвинения его недругов? Как бы там ни было, а события происходили в те благословенные времена, когда еще не был принят догмат о непогрешимости папы, что давало возможность вести с ним теологические споры, а не молчаливо соглашаться с мощью его непререкаемого авторитета.
В чем же заключалась сама ересь?
Теологический спор, в котором сыграл свою роль Иоанн XXII, касался того, что латинские теологи называли «visio beatifica» - т.е. вопроса о том, могут ли святые после смерти, а перед воскресением мертвых видеть Бога лицом к лицу, или такого «блаженного видения» они удостоятся только после ожидаемого Суда. Это не был простой спор кабинетных ученых, им интересовались широкие массы верующих, ибо от его решения напрямую зависел культ святых как таковой. Если святые в небе не наслаждаются этим самым «видением», то никакие они не святые, и обращение к ним за помощью не имеет смысла.
Исходным пунктом еретической науки послужили слова Откровения Иоанна: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (6:9). Комментируя эти слова, Иоанн XXII научал (кстати, повторяя проповедь св. Бернарда на день Всех Святых), что перед воскресением, души праведников находятся «под алтарем», т.е. под опекой человеческой натуры Христа, и только после Суда воочию узрят его Божественную природу.
(Источник: Etienne Baluze, Жития пап).
Оппоненты аргументировали свою позицию словами св. Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор 13:12), утверждая, что посмертное видение Божества святыми является именно видением «лицеем к лицу», т.е. в полноте. Эти слова, в конце концов, нашлись и в предсмертном исповедании веры обвиненного в ереси папы: «верим и исповедуем, что души очищенные от грехов, отделенные от тел, пребывают в небе, в Царстве Небесном и раю вместе с Христом, в обществе ангелов, видя Бога и Божью сущность ясно, лицом к лицу» - однако с оговоркой, – «в такой степени и в таких условиях, как могут видеть души отделенные от тел». (Bernardo Jungmann)
Это исповедание веры переносит весь спор на новый уровень. Речь уже не идет только о святых и о visio beatifica, а о понимании человеческой природы вообще. И действительно, чем вообще является душа без тела? В каких условиях находятся и на что способны такие души? По-разному отвечали на эти вопросы Платон и Аристотель. Разный подход к этой проблеме имеет философия и парапсихология. Нас же интересует ответ, который может дать на этот счет религия.
Читай продолжение
Здесь все проблема связанная со временем, которое, якобы разделяет состояние "под алтарем" от состояния "лицом к лицу". Человек привык все судить категориями времени, при том времени, связанного с земным вращением - календарем.
ОтветитьУдалитьНаверное можно предположить, что при переходе жизненно-мыслящего существа в иное состояние эти категории нечто иные.
Лично мое мнение таковое. Какждый удостоившийся жизни человек, то есть святой, действительно проходит состояние "под алтарем", но не в нашем эмпирическом наблюдении. В нашем, мы рассуждаем категорией будущности, а в случае с переходящим, нужно применять категории сиюминутности или вечности.
В наших котигориях мы заключаем - "душа отделилась от тела" и далее - "время придет и они воссоединяться".
Таковая привязанность к временым категориям создает полуплатонический взгляд на существование человека. У Платона последнее заключение является негативным.
Так, если мы с давних времен, не просто утверждали бытийное существование святых по переходе, а еще и качественную связь с ними, как единоцерковниками, то без сомнения нужно утвердить, что состояние "лицом к лицу" они имеют, более того, они его могли иметь до перехода. (Ну єто другая тема).
Смотрите что происходит с Иисусом после исхода духа. Он тут же находится в состоянии "под алтарем" и реабилитирует все творение. Как вы думаете, Ему понадобелось много времени, что бы совершить "проповедь" и перейти в состояние "лицо к лицу"?
В наших временных категориях Он пролежал телом сутки, вернулся к телу а затем при вознесении достиг последнего состояния. На самом же деле все происходит одновременно и в сию секунду. Откуда мы можем это знать? Из того, что Господь ипостазировал все человечество в своей Божественной Личности, и таким образом человечество преобразилось в Нем в состоянии "лицо к лицу", и в Нем это не временной отрезок а вечное прибывание.
С одним я согласен наверняка: «Откуда мы можем это знать?».
ОтветитьУдалитьВ словах: «Из того, что Господь ипостазировал все человечество в своей Божественной Личности, и таким образом человечество преобразилось в Нем в состоянии "лицо к лицу", и в Нем это не временной отрезок, а вечное пребывание» Вы затрагиваете тему «рекапитуляции», и правду говоря – это самая лучшая теория, описывающая «механизм» спасения.
Долго описывать откуда мы можем это знать, т.к. я еще не разработал системы извлечения Откровения, но что бы долго не умничать сошлюсь к утвержденным православным догматам Католической Церкви.
ОтветитьУдалить